Толкование на Ис. 3:16

Свт. Василий Великий

Ст. 16-17 Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногама купно играющия, и смирит Господь началныя дщери Сиони

Хотя пророческое слово главным образом означает нечто важнейшее, но вместе слова сии, и сами по себе взятые, заключают в себе полезное и замечательное для народа, потому что обуздывают жизнь нецеломудренных женщин, которые и в наружности, и во взглядах, и в поступи, и в одежде выказывают наклонность к любодеянию. Когда, высоко думая о красоте телесной, превозносятся они пред прочими, прибегают к пустой пышности и надмеваются тем, что скоро увядает и исчезает, тогда высоко носят голову, чтобы лица их всем были видимы. Женщина честная и благонравная, от стыдливости потупляясь в землю, имеет лице, наклоненное вниз, а имеющая в виду - сетями красоты уловить многих, ходит высокою выею и помизанием очес. Это укоризна женщине, которая дышит любодейством; она смотрит любопытным оком, вольность сердца выказывает во взгляде, улыбается, вызывает взорами на блуд, разливает из глаз какой-то тлетворный яд - нечто подобное тому, что рассказывают о василиске, который, как говорят, одним взглядом умерщвляет, на кого посмотрит. Посему справедливо негодует слово на ходящих высокою выею, то есть с бесстыдным лицем и с помизанием очес. Но высота выи есть признак непокорения под иго целомудрия; а ходить, влача за собой одежду, походку иметь не естественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной. За сие-то смирит Бог началныя дщери Сиони. Поскольку не избрали смирения добровольно, но ходили высокою выею, то смирит, сказано, их начальниц, дщери Сиони.

И Господь открыет наружность их. Сию наружность горделивую, ведущую к изнеженности и ко всякому нецеломудренному помыслу, внушаемую сердцем неосторожным, открыет Господь, когда, при обнаружении тайных, снимутся плотские покровы и душа будет выставлена на позор обнаженной, какова она сама в себе с срамотой дел. Иногда и здесь еще совершается откровение наружности к пользе тех, с кем сие бывает, дабы по обнажении того, что дотоле от многих скрывалось, по приведении в общую известность греховного безобразия, устыдившись, обращались те, которые дотоле, по причине скрытности, пребывали во зле. Посему дело Господа - открыть накладную и притворную наружность. И если кто из нас, удостоенных чести, прикрывает личиной нечестную жизнь, то да боится Того, Кто открыет нашу наружность и объявит наши советы сердечные, так что худые помыслы каждого человека выставлены будут пред взоры всех. Ибо обыдут каждого из нас совети его (ср.: Ос. 7, 2) и окружат дела с собственными их признаками, нанося нам стыд и вечную укоризну, когда обличится, что они противны учению, и проповедующий не красть найден будет татем, учащий не прелюбодействовать уличен будет, что имел участие с прелюбодеем (ср.: Пс. 49, 18), гнушающийся идолами окажется не удержавшимся от святотатства. Ибо нет ничего тайного, что не объявилось бы, и ничего сокровенного, что не открылось бы (см.: Лк. 8, 17).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-23 Здесь пророк сделал нечто необыкновенное, обратив пространную речь к женам, чего нигде в Писаниях мы не встречаем в таком виде. Какая же причина этого необыкновенного образа речи?

Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею. Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее. Он, кажется, обращается к женам иерусалимским; потому и называет их дочерями Сиона.

И ходят, подняв шею. Здесь он и посмеивается над ними, и показывает женское высокомерие, которое не может оставаться в душе, но прорывается наружу и выражается движениями тела. И не за гордость только он укоряет их, но и за распутство, как говорит, и объясняет в дальнейших словах. Он прибавляет и обольщая взорами. Это свойственно развратным женщинам – мигать глазами и таким образом показывать великое распутство изнеженность; ничто так не доказывает распутства и изнеженности как это.

И ступанием ног, купно ризы влекущыя. Немаловажен и этот упрек, хотя он и кажется маловажным; напротив, влачить по земле одежду – это знак крайней испорченности, изнеженности, невоздержания, распутства. Даже один из язычников, осмеивая своего противника, поставил ему в укоризну, сказав: «он спускает одежду до пяток».

И ногами купно играющыя. И это опять – признак такого же бесстыдства. Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке, обнаруживается или целомудрие, или распутство. Движения внешних членов суть как бы вестники души, находящейся внутри. Как живописцы, смешивая краски, начертывают изображения, какие хотят, так точно и движения телесных членов выводят наружу свойства души и представляют их нашим глазам. Потому и другой премудрый сказал: «Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19:27).

И оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день. Обличив два порока, гордость и распутство, он для каждого употребляет соответственное врачество: для первого – первое, а для второго – последующее, для гордости – смирение, а для красоты одежд – лишение ее. Когда говорит, настанет война, тогда все будет унесено. Тогда высокомерные и гордые женщины, пораженные страхом, освободятся от этой болезни; развратные и во всем изнеженные, подвергшись игу плена, освободятся от всей этой изнеженности.

Но чтобы сделать слова свои более чувствительными для них и коснуться души слушателей, пророк подробно исчисляет украшения одежд этих женщин, золотые вещи, носимые на лице и прочих членах тела, потом переходит и к украшению дома. Они не только тела украшали, но простирали таковую гордость и на стены, расточая имение на ненужные предметы, и, завивая свои волосы, простирали всюду эти обольстительные крылья. За это он и укоряет их, говоря: отьимет славу риз их и красоту их, и вплетения их, и тресны ризныя. Выражением: тресны ризныя он называет или какое-нибудь головное украшение, или самый вид головной прически. И луночки, – украшение около шеи, видом подобное луне. И срачицы тонкия, – вероятно, говорит о летней одежде. И красоту лица их, – здесь, мне кажется, он разумеет притирания и румяна. И состроение красы славныя, – этим указывает на позолоту. И обручи, – золотые украшения на руках. И запястья, – украшение на кистях рук. И сплетение, – золотое украшение вокруг головы. И перстни и кольца, – которые называют браслетами.

И усерязи, и багряницы, и пребагряная. И утварь храмную, и светлая Лаконская. Такова была их забота касательно роскоши, что они употребляли не только отечественные произведения, но собирали и издалека, из чужих стран, и предпринимали для этого морские путешествия, потому что между Палестиной и Лакедемоном великое расстояние и огромное море.

Итак, не напрасно пророк, не называя сами одежды, указал на их отечество, но для того, чтобы показать безмерную роскошь женщин. И виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан, и тончицы преиманы златом. Они не оставили ни одного вида ни в одежде, ни в других украшениях, но прошли все пути роскоши, силою разврата будучи доведены до сумасшествия.

Будет вместо благовония зловоние. Видишь ли, как он отвергает и намащение благовониями и угрожает за это великим наказанием? Зловонием он называет здесь пыль, которая поднимается после разрушения города и набега неприятелей. И действительно, они истребляли его тогда огнем и мечем, иное в нем разрушая, а иное предавая сожжению. Предвещая это, пророк говорит: и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка; он представляет изображение плена и отведение в страну иноплеменников. И вместо завитых волос – плешь – потому что или волосы выпадет от скорби, или неприятиели сделают это, или они – сами себе. В древности был обычай – во время печали и несчастия стричься или бриться. Так, Иов остриг главу, услышав о несчастии детей. И этот пророк далее говорит, что вместе с вретищем и рыданием будет острижение (Ис 22:12). Также другой пророк говорит: «сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих» (Мих. 1:16).

И вместо широкой епанчи – узкое вретище. Не представляется ли это страшным и невыносимым? Но нас ожидают еще не такие наказания, а червь ядовитый и тьма нескончаемая. Если тех за пристрастие к украшениям постигли плен, рабство и крайние бедствия, – а что Бог осудил и наказал их собственно за этот грех, послушай, как пророк, исчислив бедствия, указывает и на их причину: сия ти; говорит, вместо благолепия – если иудейские жены, пристрастные к украшениям, подверглись такому наказанию, когда отечество их было разрушено до основания, и они, после великой роскоши, были отведены в чужую страну рабынями, пленницами и изгнанницами, и преданы голоду, болезням и бесчисленным родам смерти, то не очевидно ли, что мы подвергнемся еще тягчайшим наказаниям, впадая в те же грехи?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 16-17 Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помизанием очес и ступанем ног, купно ризы влекущия (по долу) и ногама купно играющия: и смирит Господь начальныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их

Пророческое слово прежде показало нам, что для начальников Иудейских составляло главнейшую заботу приобретение богатства и что они поставляли в этом великую славу, между тем как были исполнены неправд и любостяжания. Они старались появляться как в городе, так и в селениях с большою пышностью, разъезжая на конях и безмерно тщеславясь внешним блеском тех, которые сопровождали их. Поэтому он в предшествующих словах обвинял их, говоря: и наполнися земля их коней, и не бяше числа колесниц их и наполнися страна сребра и злата и не бяше числа сокровищ их (Ис. 2:7). Потом и жены людей богатых, побуждаемые тщеславием, устремились к роскоши, к украшениям из золота и драгоценных камней и начали весьма превозноситься пышностью и драгоценностью одежд. Ибо женский пол, находясь в счастливых условиях жизни, всегда любит тщеславиться и выставлять себя на показ; в особенности же любит одеваться блистательно и украшаться золотом и, высоко поднимая свои брови, величается телесною красотою. И часто вследствие этого самого становятся надменными и те, которые живут вместе с такими женщинами, так как некоторые в изнеженности жен поставляют свою славу. Может быть, этим недугом страдали знатные люди Иудеев, забыв о благоговении пред Богом. Ибо, чтоб иметь постоянные средства для обогащения в положенных законом приношениях народа, они не принимали веры во Христа и не хотели, чтобы и другие веровали, затворяя пред ними царство Божие, по написанному (Мф. 23:13), и ни сами не входя, ни желающим не позволяя войти. Поэтому они преданы были Римским войскам на опустошение и разграбление и погибли вместе со своими женами и дражайшими их сердцу, вместе с домами и богатством. Было же много и другого, что собрано было с весьма большою заботливостью, но они оказались жалкими и скитальцами и дошли до крайнего бедствия. Посему (пророческое) слово порицает их женщин или дочерей, в особенности же дочерей начальников и знатных, которые были дочерьми и сильных людей, и говорит: понеже вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею и помизанием очес, и следующее за сим. Вознеслись же они не добродетелью, но плотскими и крайне земными стремлениями. Ибо, как я сказал, они находили удовольствие величаться богатством, славою и внешними украшениями, которые состояли из драгоценных камней, золота и разнообразных одежд. В этом пророческое слово изображает нам внутреннее настроение и поведение преданной удовольствиям, легкомысленной и украшенной блестящим нарядом женщины, из примера одной показывая гордость всех у них женщин; ибо ходиша, говорит, высокою выею и помизанием очес. Женщине весьма скромной, уважающей жизнь достойную и честную, больше всего свойственна стыдливость, и ей меньше всего прилично показываться пред взорами мужчин; но эти дошли до такой степени развращения и вместе бесстыдства, что выставляют себя на показ во время процессий и высоко держат свою выю; тем, которые смотрят на них, они делают знаки глазами, иногда улыбаются и смотрящим на них своею улыбкою как бы обещают уже свидание. Ибо любодейное настроение души располагает к непостоянству и сильно возбуждает склонность к чувственным удовольствиям. Но пророческое слово усиливает обвинения против них и говорит, что они любодействовали, волоча свои одежды и играя ногами (своими). Вероятно думать, что и это у них делалось для увеличения своей красоты, а это занятие любодейное и свидетельство о крайнем бесстыдстве. Ибо где стройные стихи сопровождаются топотом ног, там всегда бывает и шум, производимый руками, и всякий вид постыдных измышлений, и те, которые смотрят на это, возбуждаются к бесстыдству. Посему некогда, говорит, смирит Господь начальныя дщери Сиони и открыет срамоту их или отнимет украшение их и сделает явным позор их. А это будет тогда, когда они, оказавшись нагими и лишенными всякого украшения и одежды, будут преданы в руки врагов, будут рабами и пленницами и будут испытывать всякое бедствие.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах

Выше как пророк так Господь обличал и народ и князей; теперь пророческая речь обращается к женщинам, о которых прежде сказал: и женщины стали господствовать над ним, чтобы не считались чуждыми преступления они, ради удовольствия и роскоши которых вымогатели опустошили виноградник Господень, и похищенное у бедного (находится) в домах их, и раззорили народ Его и смутили лица бедных.

Некоторые считают их действительно за женщин Иудейских, другие полагают, что метафорически говорится о городах Иудейских, которые называются дочерями Сиона, именно о меньших городах, селах и предместьях. Поэтому и в книге Иисуса по отдельным коленам перечисляются имена городов (Нав. 15:20-62), а потом указываются села и укрепления, которые и называются дочерями.

Другие полагают, что в иносказательном смысле женщинами: называются души, которые если ходят с вытянутою шеею и предаются гордости и следуют не твердости мужей а бесхарактерности женщин, обличаются пророческою речью и теряют все украшения добродетелей, которые описываются под лунообразными украшениями и цепями, и ожерельями и запястьями, повязками и проборными булавками и прочим подобного рода. Нужно пользоваться этим свидетельством и против женщин церкви, которые ходят с вытянутою шеею и говорят подмигивая глазами и ударяют как руками, так и ногами и, чтобы выступать мерным шагом, не следуют руководству природы, а нанимают учителями актеров.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 16-25 И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, - оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои - на войне. И будут воздыхать и плакать ворота столицы

Женщины иерусалимские своею роскошью и бесстыдством возбудили против себя гнев Божий. Господь отнимет у них все их украшения и возложит на них клеймо позора. За отсутствием достаточного числа мужчин, большинство которых погибнет на войне, многие из них останутся незамужними.

Дочери Сиона, т. е. жительницы Иерусалима, ходят, подняв, т. е. вытянув назад с гордостью, шею. Они хотят всякими средствами привлечь к себе внимание мужчин.

Цепочки на ногах - ножные браслеты с золотыми цепочками, которыми женщины, при хождении, производили некоторого рода позванивание.

Пророк Исаия, как и другие пророки, не были абсолютными противниками таких трат, которые идут на украшение жизни. Они возвещали наступление таких времен, когда Израиль будет выражать свою радость в песнях и пиршествах, а Иерусалим будет украшен всякою красотою. Но роскошь, которая соединена с забвением высших интересов жизни, они отрицали.

Толковая Библия.