Толкования на Ис. 5:3

Свт. Василий Великий

И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим

Если виноград Господень есть дом Израилев и человек Иудин - возлюбленное новосаждение, то как же на виноград жалуется винограду? Или Писание, по неопровержимости обличений, хочет сделать их судьями себя самих, как и Нафан поступил с Давидом, поставив его судьей собственной несправедливости? Избыток же человеколюбия Бог являет в том, что снисходит в суде до равенства с рабами Своими, и вместе доказательством правды служит то, что подсудимые ничего не могут возразить против очевидной справедливости. Судите,- говорит,- между Мною и виноградом Моим и скажите, чего еще не сделано споспешествующего к его плодородию?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим

Велика сила правды, если самим виновным предлагает судить о том, что сделал Он, и что сделали они. «И ныне»; Я не упоминаю, говорит, о древнем, но и ныне готов судиться. Так Я никогда не перестаю исполнять Свое, а вы не исполняете своего.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-4 И ныне, живущие во Иерусалиме, и человече Иудин, судите между Мною и виноградом Моим. Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему; занеже ждах, да сотворит гроздие, сотвори же терние

Пытается показать совершенно неизвинительное нерадение Иудеев и, сверх того, их бесстыдство по отношению к закону. Ибо им надлежало и очень удобно было идти славною и достохвальною стезею согласной с законом жизни и следовать жизни во Христе, но они предпочли путь кривой и, пренебрегши возможностью приносить добрые плоды, стали подобны сухой земле, неспособной приносить хороших плодов, – лучше же земле дикой, заросшей тернием и кустарником. Итак, говорит, пусть придут мудрые между вами и рассудят между Мною – Господином виноградника и между самыми виноградными лозами. Вследствие недостатка чего потребного им, стали они негодными? Если я, насадивший их, пренебрег чем-нибудь необходимым для их пользы, то пусть кто либо обличит меня в этом и я прекращу свой гнев, оставлю свой гнев и не буду требовать наказания. Ибо, говорит, что сотворю, чего не сотворих ему? Но, несмотря на то, что я обогатил его всем полезным и не допустил, чтоб он имел нужду в чем-нибудь, он однако оказался рождающим терние, хотя я ожидал, что он будет красоваться зрелыми плодами. Какой же, наконец, будет произнесен судьею приговор? Назовет ли ленивым и нерадивым земледельца или наоборот обвинит тех, которые были предметом Моей (Его) заботливости, но до такой степени оказались небрежными относительно своего благоплодия, что породили вместо гроздьев бесполезный кустарник и множество терний. А что здесь идет речь не о чувственном тернии и не о виноградных ягодах и гроздьях, – это всякому ясно. Если же виноградник разумеется духовный, то конечно таковые же разумеются и плоды.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 3-4 И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин… Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда, да сотворит гроздие, и сотвори терние, то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-4 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды

Я сделал, говорит Он, все, что должен был сделать, насадил виноградник на месте весьма плодородном, обнес его оградою, очистил от камней, и ветви его подвязал к кольям и палкам; и самая лоза была не какая-нибудь из многих, но избранная и приносящая весьма красивые плоды. Я построил весьма прочную башню, чтобы в ней хранить плоды, и чтобы с нее наблюдать за повреждающими плоды зверями. Я устроил точило, чтобы на этом же преимущественно месте давились виноградные ягоды и разливалось вино. Итак поелику Я сделал то, что должен был сделать, то пусть отвечают Мне жителя Иерусалима и Иуды, или лучше, пусть рассудят между Мною и виноградником Моим, что осталось, что Я должен был сделать, и не сделал? И так как они молчат, то Он Сам отвечает Себе: разве Я, может быть, ошибся в том, что за труд Мой ожидал, что он принесет добрые грозды, а не дикие виноградные ягоды, которые обыкновенно приносит невозделанный и заброшенный виноградник. Подобное сему говорит и Нафан пророк, посланный к Давиду, (2 Цар. 12), и спрашивает его посредством притчи, чтобы, судя о другом, он произнес приговор о себе.

Таким образом и этот народ спрашивается как-бы о винограднике для того, чтобы он сам отвечал против себя. Это место Спаситель полнее приводит в Евангелии Мф. 21) и, что здесь опущено, спрашивает книжников и фарисеев. Ибо у Исаии ничего не сказано о виноградарях, и не показывается, что они имеют потерпеть; но речь идет только о винограднике: там же так как виноградник иной и виноградари иные, то о народе и учителях говорит, что Он злых зле погубит, и виноград предаст иным делателем (Мф. 21:41), разумея апостолов и тех, которые имеют быть преемниками апостолов. Но нет, как очень многие думают, тождесловия в том, что Он говорит: разве что Я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие виноградные ягоды? (Ис. 5:2) Ибо выше Он безмолвно говорит пред Собою, здесь же (Ис. 5:4) спрашивает других о том, что Он думал.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 3-6 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя

Здесь говорит Возлюбленный, т. е. Всевышний.

Ограда - (ст. 5) - невысокие каменные стенки вокруг виноградника в 1-2 аршина высоты.

Обрезывать лозы (6 ст.) было необходимо для придания им большего плодородия.

Почву виноградника несколько раз в год вскапывали для возвышения ее плодоносности.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:1