Толкования на Ис. 5:14

Свт. Василий Великий

Ст. 14-15 И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велиции и богатии и губителие их и веселяйся в нем. И смирится человек, и обезчестится муж, и очи высокоглядающии смирятся

Представляя нам множество погибающих, Пророк сказал, что ад расширил уста свои. Как говорится о животных, которые от великого голода жадно хватают пищу и расширяют зев, простертый к пище, так, говорит Пророк, и об аде говорится, что он расширит уста свои. Но может быть, слово сие показывает, что обитель ада есть какое-то место в земной внутренности, отвсюду застененное и несветлое, и что в сии подземелья ведет устье, чрез которое нисходят души, осужденные на мучения; и оно-то, по причине множества погибающих, чтобы принять всех, сделалось расширеннее. Ибо ад - не животное и не сила, по баснословию язычников поставленная над умершими. Посему те, которые, за еже не ведети Господа, пленени быша и изнурены гладом и жаждой духовной пищи, сходят в ад, вместе со славными, и великими, и богатыми, и губителями. Три угрозы возвещены грешникам: плен, мертвость и схождение в ад. Ибо «пленом» называется ниспадение из предшествовавшей жизни по обольщению врага, который отвлек нас от райского блаженства, «мертвостью» - отчуждение от животворящей заповеди, а «схождением в ад» - отлучение от Бога за преумножение греха и за расположение, противное добру. Как праведник уже воскрешен со Христом и спосажден на небесных (ср.: Еф. 1: 20), так неправедный называется уже пленником, и мертвым, и нисшедшим в ад, по причине смертных грехов. Но Пророк перечислил различные сонмища сходящих в ад: во-первых, наименовал славних, это, может быть, люди, которые, пользуясь некоторой доброй славой, совершенно не имеют в жизни свидетельства, соответствующего кажущейся наружности; потом следуют велиции, которые какой-то силой и властью преимуществуют пред многими, и богатии, которые неправедно приобрели великое множество имущества или имеют ненасытимое желание большего; наконец, губителие их, которые, подобно тлетворной болезни, распространяющейся чрез сообщение, растлевают приближающихся к ним и справедливо называются губителями или за негодное учение, или за поощрение ко греху. И веселяйся, сказано, в нем. Это, может быть, по плоти иудей, веселящийся о земном Иерусалиме и не возводящий взоров к блаженству, какое уготовано святым Божиим. Заметь же, что в нем сказано по общему словоупотреблению, как нередко бывает в обычае приписывать и частным домам преимущества живущих в них. Таково и следующее изречение: Основания его на горах святых (Пс. 86:2). Посему и веселяйся в нем низойдет в ад.

И смирится человек,- говорит Пророк,- и обезчестится муж. Должен терпеть унижение не столько по месту, сколько по произволению. Ибо праведник возвышается небесным мудрствованием, а нечестивый унижается своим сочувствием с дольним. И человек обыкновенный, который превозносится одними общими его природе преимуществами, а между тем не живет сообразно с теми способностями, какие даны ему при первом устроении,- такой человек смиряется; а кто сделал уже некоторые успехи и достоин был именоваться мужем, но расслабел и предался страстям, тот обезчестится. Посему человек смирится, а муж обезчестится; первый - за то, что не сохранил общего, а последний - за то, что, обратившись к худшему, лишился и того блага, какое приобрел себе подвигами. Человек смиряется; очи бо Господни высоцы, человек же смирен (Ис. 2:11); а муж обесчестится, как уничижающий Бога преступлением заповедей, ибо уничижающий Его обесчестится, как слышим говорящим Господа в Первой книге Царств: прославляющия Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет (1 Цар. 2:30). Итак, муж обесчестится собственным своим грехом, потому что грех причиняет бесчестие. Ибо сказано: востанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12:2). Честь есть воздаяние отличия, а отличие - награда добродетели; и святым присвояются честь и отличия, а нечестивым - противное, потому что Бог сподобляет чести достойных, так как Сам Он истинно досточестен и охотно воздает честь. Посему обесчещенный не может сообщить чести. А бесчестят каждого позорные страсти, открытые всей твари.

И очи, сказано, высокоглядающии смирятся. Кто, вознесшись мыслью своей в высоту, узрел Показавшего все сие, тот имеет высокоглядающии очи, потому что возводит мысль свою выше всего телесного. Но если он после сего, по ложному мнению и по сильному пристрастию к вещественному, стал не способен уже к великим созерцаниям, всецело же предался телесному наслаждению, то справедливо говорится, что он смиряется.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их

«Преисподняя расширилась», – говорит так не потому, чтобы ад имел душу, но олицетворяет угрозу, желая сделать свои слова более разительными и произвести живой страх в душе слушателей. Потому и продолжает так: «и без меры раскрыла пасть свою», – говоря как бы о каком-нибудь звере и приближая к ним образ вещей; и всего ужаснее то, что ад не только открыл уста свои, но и остается открывшим их, не насыщаясь погружающимися в него.

«И сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их». Далее, чтобы ты знал, что это происходило не по естественному порядку вещей, но было ударом Божьим и определением, нисшедшим с небес, он говорит, что туда будут низвергнуты люди знатные и облеченные властью, которые расстраивали все и приводили в беспорядок дела иудеев.

«Губителями» пророк справедливо называет их, как людей, которые не оставляют нечестия в себе самих, но передают эту болезнь другим. Таково свойство заразы: начинаясь в одном теле, она, распространяясь, заражает и остальных. «И веселяйся в нем», т.е. наслаждающийся удовольствиями, восхищающийся, считающий себя обладателем постоянных благ, и тот падет и погибнет.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии, и губителие их и веселяйся в нем

См. Толкование на Ис. 5:13

Прп. Ефрем Сирин

И разшири ад душу свою, чтобы поглотить погибающих от глада и жажды. И разверзе уста своя, еже не престати: это - Ассирийский народ. И снидут славнии, то есть колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-15 Посему ад расширил душу свою и разверз уста свой без всякого предела, и сойдут в оный сильные его, и народ его, и высокие и славные его. И преклонится человек, смирится муж, и очи высокоглядящих поникнут

Те, которые вставали рано утром для искания сикера и пребывали в опьянении до вечера, и, будучи заняты удовольствиями и увеселениями, не хотели взирать на действование Господа и не созерцали дел рук Его, отведены в плен за то, что не имели познания Сына Божия (Еф. 4:13), так как Он Сам говорит им: ни Мене весте, ни Отца Моего (Ин. 8:19), и вовремя самого плена погибли от голода и истомились от жажды.

Посему ад и смерть расширили душу свою и разверзли уста свои, и без всякого числа и сытости поглотили имеющих мучиться во веки, так что начальники и народ, и высокие и славные земли Иудейской сошли в оный, и смирилась всякая гордость, и поникли очи высокоглядящих, уразумевших, что они смертны и что на деле исполнилось все, о наступлении чего Господь возвестил чрез пророков. Говорится же об аде, что он имеет душу, не потому, чтобы он, по заблуждению некоторых, был одушевленное существо, но потому чтобы обычными человеческими словами выразить то свойство предметов чувственных, что он не насытим и никогда не наполняется множеством умерших, — подобно тому, как говорится, что смерть в руце языка (Притч. 18:22), и как всемогущий Бог говорит, что душа Его ненавидит Иудейских суббот и новомесячий (Ис. 1:14). Что мы сказали о народе Иудейском, то в перенесенном смысле можно относить к тем, которые будучи заняты светскими увеселениями, не обращая внимания на дела Божии, отводятся в плен греха, и не имеют богопознания, и, поэтому, погибают от голода и жажды добрых дел и доблестей, и будут увлечены в геенну, и там, будучи преданы вечным мучениям, увидят, что могущество и гордость сменяются бедствием и унижением.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут

Преклонится - т. е. раскается.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8