Толкования на Ис. 5:16

Свт. Василий Великий

а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде

И вознесется Господь Саваоф в суде. То есть чрез праведное воздаяние за сказанное выше Господь Бог возносится в суде, так что к славе Божией относится, между прочим, и суд над нечестивыми, производимый Судией по достоинству дел. Посему и в суде усматривается высота разума и силы Господней. Как рассматривающие премудрость в устроении небесных тел, из положения, движения и взаимного между собой отношения звезд, уразумевают величие Божия разума, так что могут сказать: разума Его несть числа (Пс. 146:5), так всматривающиеся в законы суда не менее удивятся премудрости и разуму в суде и тому, что каждому, даже за самое малейшее, воздастся по достоинству. Итак, может быть, каждым добрым делом возносим мы Бога, возносится Он и нашим целомудрием, возносится и нашей справедливостью. А поскольку во всем этом успеваем при Божием содействии, когда Бог, подняв нас, становит прямо, поддерживая и подкрепляя Своим содействием, тогда говорим: Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси (Пс. 29:2). Но возношения Божии многочисленны: есть возношение познанием и разумом и есть возношение изображением величий Его и созерцанием судов Его. Посему о праведнике сказано, что возношения Божия в гортани его (ср.: Пс. 149:6). Потом, поскольку правильностью созерцания установляется постоянство деятельности, присовокуплено: и мечи обоюду остры в руках их, то есть учения, которыми отсекаются и искореняются душевные страсти. Также, поскольку Господь Саваоф значит Господь воинств, то воинства, которые служат Ему во время суда, вознесут и прославят Его тогда за праведный и непогрешительный суд. Подобным сему образом заключаю, что и во время Господня суда с человеками (ибо Сам Господь приидет на суд с народом (ср.: Ис. 3:14) вознесется Господь един (Ис. 2:11), потому что никто не оправдится пред Ним. Ибо кто, исследовав все благодеяния Создавшего нас и различные домостроительства, касающиеся вообще всего человеческого рода, возможет воздать чем-нибудь равным и достойным за то, что дошло и до него из Господня дара? Посему святые недоумевают, говоря: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115:3).

И Бог Святый прославится в правде. За вознесением в суде следует прославление Святаго в правде. Те же, которые созерцали Его возносящимся в судах, постигают и славу правды Его.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде

См. Толкование на Ис. 5:15

Свт. Кирилл Александрийский

И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде

См. Толкование на Ис. 5:13

Прп. Ефрем Сирин

И вознесется Господь Саваоф… освятится в правде, то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И Господь воинств превознесется в суде, и Бог святый будет святиться в правде

Когда народ будет отведен в плен за то, что не имел богопознания, и будет погибать от голода и томиться жаждою, и когда ад расширит душу свою, и сильные, и высокие, и славные сойдут в преисподнюю, и преклонится человек, и смирится муж, и все получат по заслугам своим: тогда превознесется в суде Господь, суд Котораого прежде казался несправедливым, и Бог святый всеми будет святиться в правде, во исполнение сказанного в Евангелии: Отче наш, иже еси на небесах, да святится имя Твое (Мф. 6:9), и: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25).

Посему мы должны остерегаться, чтобы не предупреждать суда Бога, Которого суды велики и неизреченны, и о Котором апостол говорит: неиспытани судове Его, и неиследовани путие Его (Рим. 11:33), пока не осветит скрытого во тьме, и не откроет помышлений сердечных (1 Кор. 4:5). Тот, Который говорит в Евангелии: не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Согласно с этим изречением апостол Павел учит: ты кто еси судяй чуждему рабу; своему Господеви стоит, или сдает. Станет же: силен бо есть Бог поставити его (Рим. 14:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых

Под овцами можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8