Толкования на Ис. 6:1

Свт. Василий Великий

Ст. 1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа. И послан бысть ко мне един от Серафимов. От создания и сложения мира всегда к святым посылаются Божественные силы, которые исправляют недостатки естества человеческого. Посему и к Исаии послан Серафим, чтобы отъять и очистить его грехи. Но послан, когда Господь услышал, что Пророк оплакивает собственное свое окаянство и исповедует грех своих помыслов; ибо сказал: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу.

Сие говорил и Павел: Окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24). И потом он же, как получивший Божию помощь, присовокупляет: Благодарю Бога моего Иисус Христом (там же, 25). Пророк же сказал: О, окаянный аз, когда прозорливым умом представил себе Царство Бога, седяща на престоле высоце и превознесенне и исполнившего славы Своей великий мир. Ибо, пока не представил в уме Бога, не говорил он: О, окаянный аз. И об Аврааме написано, что когда явился ему Бог, тогда сказал он: аз же есмь земля и пепел (Быт. 18:27). Так и Моисей, быв наказан всей премудрости Египетстей (ср.: Деян. 7:22), и, как вероятно, превосходя всех египтян дарованиями и смыслом, не сознавал себя худогласным и косноязычным (см.: Исх. 4:10), а когда услышал говорящего с ним Бога, тогда почувствовал свое безгласие и косность языка.

И в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим. Объясняющий слова сии по-иудейски скажет, что, конечно, в каком-нибудь месте Иерусалима видимы были Господь, сидящий на престоле высоце и превознесенне, и Серафими, стоящие окрест Его, и что взятый с алтаря всесожжений огнь поднесен был Серафимом к устам Пророка для очищения устен его. Но мы, уверенные, что подзаконное есть образ и стень небесных (ср.: Евр. 8:5), как домом называем всю совокупность мысленных и чувственных тварей, так престолом превознесенным - Божие над всеми начальство и владычество, Серафимами же - Премирные Силы. А если, как представляли себе иные, Серафимы суть два полушария неба, попеременно над землей видимые, потому что каждое из них для скорости движения, как бы некоторые крылья, употребляет шесть своих частей, то как было послано одно из них или как отделилось оно от другого, тогда как небо по природе своей неразрывно? Напротив того, это суть, как сказал я, Премирные Силы, по крайней высоте своей святости удостоенные ближайшего предстояния, и одна из таковых Сил приступила к Пророку. Ибо как сый над всеми Бог (Рим. 9: 5) не гнушается призирать с неба для попечения о человеках, так отдельные Силы не отрекаются от служения в благодеяние людям.

Итак, Серафимом угль взят от олтаря клещами. Заключай из сего, какой это олтарь и как он неприступен, когда и Серафим не дерзает прикоснуться к нему рукой, но клещами берет огонь в руку.

И взят угль горящь. Берет огонь в руку. Каков же этот огонь, который очищает грехи? Не однороден ли с тем огнем, о котором сказано: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11)? Поскольку же горящий уголь есть огонь, оставшийся в веществе уже более грубом и землянистом (ибо, когда самый цвет пламени исчезнет, соединение огня с веществом грубым называется горящим углем), то, может быть, он означает пришествие Господне во плоти. Ибо сказано: Слово плоть бысть (Ин. 1:14) - плоть, по принятии на себя озарения Божества, по телесности подлежащая чувствам, а по единению с Богом просветленная и светозарная. Но таковая плоть приняла на себя грехи мира и очистила беззакония наши; и ее-то гадательно представляет нам пророчество. Надав и Авиуд были пожжены, употребив огнь чуждь (ср.: Лев. 10:1-2), а Серафим из святого огня с мысленного алтаря истинных всеплодий берет горящий угль не своей рукой, но клещами. В доказательство же, что небесный огнь не сжигает, а очищает, взяв его в руку, подносит к устам. Однороден с сим огнем был огнь в купине, который, как видел Моисей, покрывал собой растение, но не сожигал купины. А клещи, может быть, означают настроенность, какую каждый, по мере освоения своего с добром, имеет к приятию подаваемых от Бога благ.

Толкование на пророка Исаию.


Ст. 1, 9-10 Пророк Исайя сказал: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл». И вскоре после сего говорит: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего». Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец. Но сын громов, который провещал дивное и изрекал страшнее грома, которому свойственно говорить: не «не было», но «было Слово» (Ин. 1:1), – он сказал, что виденный пророком и вещавший ему был Сын. Ибо в собственном своем писании говорит: «Поэтому не могли иудеи веровать в Иисуса, что, как сказал еще Исайя, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исайя, когда видел славу Его» (Ин. 12:39–41). А Павел протолковал, что это видение и пророчество Духа, говоря: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исайю: …слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих» (Деян. 28: 25–27). Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, евангелист – лицо Сына, Павел – лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал

«В год смерти царя Озии видел я Господа». Почему пророк в других случаях означает время (пророчества) жизнью царей, а здесь – смертью? Он не сказал: было в дни Озии, или в царствование Озии, но: было тогда, когда умер. Для чего же он делает это? Не просто и не случайно, но здесь он внушает нам нечто таинственное. Что же именно? Этот Озия, опьяненный успехом своих дел и возгордившись благоденствием, стал превозноситься выше своего достоинства. Будучи царем, он подумал, что ему позволительно священнодействовать, вторгся в храм, вошел во святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, пренебрегая словами священника. За такое бесстыдство Бог поразил его проказой на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, какую имел; не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме (см. 2Пар. 26). Вместе с ним и весь народ испытал гнев Божий за то, что презирал законы Божьи и не защищал оскорбляемого священства. А в чем он испытал этот гнев? В том, что сократились пророчества; разгневанный Бог не давал им ни о чем никакого ответа. Впрочем, Он сделал это не навсегда, но продолжением жизни царя ограничил и продолжение наказания. Когда этот царь окончил жизнь, тогда и Бог прекратил Свой гнев, и опять отверз врата пророчества. Указывая на это, пророк напомнил нам о времени смерти царя.

Потому и начинает пророчество так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего». Между тем, Христос говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18); и еще: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Ин. 6:46); и Моисею сам Бог сказал: «не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Как же пророк говорит, что он видел Господа? «Видел, – говорит, – Господа». Он говорит не противное словам Христовым, но весьма согласное с ними. Христос говорит о точном богопознании, которого никто не имеет; сущего Божества и чистого существа Его никто не видел кроме Единородного; а пророк повествует о видении, возможном для него. Он не мог видеть того, что есть Бог, но видел Его явившимся в образе и нисшедшем настолько, насколько могла возвыситься немощь созерцающего. А что действительно ни он и никто другой не видел чистого Божества, это очевидно из самого повествования. «Видел, – говорит, – Господа, сидящего»; но Бог не сидит; это телесное положение. Притом говорит не просто «сидящего», а: «на престоле»; но Бог не поддерживается чем-нибудь; как можно сказать это о Том, Кто существует везде и наполняет все, «в Его руке глубины земли» (Пс. 94:4)? Очевидно, что это видение было снисхождением Божьим. Выражая то же самое, и другой пророк сказал от лица Божьего: «Я… умножал видения» (Ос. 12:10), т.е. являлся различным образом. Но если бы являлось само чистое существо Божье, то оно не являлось бы различным образом; а так как по снисхождению Бог являл Себя пророкам, то таким, то другим образом, принимая виды, соответственные различным временам, то он и говорит: «видения умножих, и в руках пророческих уподобихся», т.е. являлся не так, как есть, но принимал такой образ, какой могли видеть созерцавшие. Так, ты видишь Его то сидящим, то вооруженным, то имеющим седые волосы, то в тихом ветре, то в огне, то показывающим «задняя» свои, то на херувимах и в образе, подобном веществам металлическим, светло блестящим. Впрочем, почему Он является то вооруженным и окровавленным, то в огне, то показывающим «задняя», то на небе, то на престоле, то на херувимах, – об этом говорить теперь не время, чтобы второстепенный предмет не занял нас больше главного. Теперь же необходимо сказать о настоящем видении. Для чего Бог является здесь сидящим на престоле и притом окруженным серафимами? Он приспособляется к обычаю человеческому, так как и речь Его обращена к людям; Он намеревается изречь определение о делах великих и о всей вселенной, равно как и об Иерусалиме, и произносит двоякий приговор, и приносящий наказание городу и всему народу, и возвещающий благодеяние вселенной, великие надежды и бессмертные почести.

Судьи имеют обычай – делать это не тайно, а восседая на возвышенном месте, в присутствии всех, при поднятых покрывалах. Подобно им Бог повелевает предстоять пред Ним серафимам, восседает на высоком престоле и таким образом произносить определение. А дабы ты убедился, что это не догадка, а таков обыкновенно образ Его действий, я постараюсь объяснить это и из другого пророка. Так у Даниила, когда также надлежало произнести великое определение о бедствиях и наказаниях иудеев и о благах, уготованных вселенной, также является престол светлый и славный, и предстоящее множество ангелов и сонмы архангелов, и сидящий вместе (с Всевышним) Единородный, и открываются книги, и протекают огненные реки, и вообще представляется подобие судилища (см. Дан. 7). Все это сходно с тем, о чем говорится здесь, или даже пророк (Даниил) еще яснее возвещает, так как времена его были ближе и пророчество уже достигало самых дверей (исполнения).

«Видел Господа сидящего». Сидение на престоле всегда служит знаком суда, как говорит Давид: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5); и Даниил: «поставлены были престолы… судьи сели» (Дан. 7:9, 10). А простое сидение, по выражению пророка, служит знаком другого. Чего же именно? Твердости, постоянства, крепости, неизменяемости, бессмертия, бесконечной жизни. Потому он и говорит: Ты сидящий «во век», а мы погибающие «во век». Ты, говорит, пребываешь, существуешь, живешь, остаешься всегда одинаковым. А что он сказал это не о сидении на престоле, ясно видно из противоположения; он не сказал: мы стоящие, но: погибающие. Сидеть же на престоле значит судить. Потому пророк и видел Его сидящим на «престоле высоце и превознесенне»; или тем означается одно, а этим – другое. Престол Его был «высок», т.е. велик и чрезвычайно обширен, «превознесен», т.е. казался на невыразимой высоте и выше его. «И исполнь дом славы Его». Какой, скажи мне, «дом»? Храм; так как оттуда началась вражда, то справедливо и в этом чудном видении Бог является сидящим там. «Славой» же пророк называет здесь блеск, неприступный свет, которого он не мог выразить словом, и потому назвал его славой, и не просто славой, но славой Божью.

Толкование на пророка Исаию.


А что это было снисхождение, видно из самих слов: Видел я Господа, - говорит пророк, - сидящего на престоле высоком и превознесенном. Но Бог не сидит, потому что это положение свойственно только телам. На престоле - но Бог не объемлется престолом, потому что Божество неограниченно. Однако серафимы не могли сносить и снисхождения, хотя стояли близко: вокруг Него стояли серафимы. По тому самому они и не могли взирать, что стояли близко… Серафимы ближе нас находятся к существу Божию, однако и они не могут созерцать Его. Поэтому пророк и говорит: вокруг Него стояли серафимы, - означая этим не место, но близость к месту, выражая, что они ближе нас к Богу.

Против аномеев.


«В год смерти царя Озии, – говорит пророк, – видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Как он видел, я не знаю; о том, что он видел, он сказал; а как видел, о том умолчал; я принимаю сказанное, но не любопытствую знать умолчанное; разумею открытое, но не исследую сокрытого; для того оно и сокрыто. Объяснение Писаний есть золотая ткань, основа ее – золото, нить ее – золото; не примешиваю тканей паутинных; знаю слабость моих мыслей. «Не передвигай, – говорит Премудрый, – межи давней, которую провели отцы твои» (Притч. 22:28). Переставлять пределы не безопасно; и как мы переставим то, что назначил нам Бог? Ты хочешь знать, как пророк видел Бога? Будь и сам пророком. Но как, скажешь, это возможно для меня, имеющего жену и заботящегося о воспитании детей? Возможно, если захочешь, возлюбленный. И этот пророк имел жену и был отцом двоих детей, но ничто такое не было для него препятствием. Подлинно, брак не служит препятствием для шествия к небу. Если бы он был препятствием и жена была бы причиною наших бедствий, то Бог, вначале сотворив ее, не назвал бы ее помощницею. Я хотел сказать, что значит «седение» Божие. Бог не сидит, потому что это – положение тела, а Божество бестелесно.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии. О серафимах.


«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Почему он, сказав: «высоком», прибавил: «и превознесенном»? Разве не достаточно было словом: «высоком» – объяснить все и показать превосходство достоинства? Для чего же он прибавил: «и превознесенном»? Для того, чтобы показать непостижимость седалища. Так как у нас слово: «высокий» внушает мысль о сравнении чего-нибудь с предметами дольними и низкими, – напр. горы называются высокими по отношению к равнинам и долинам земли, и небо называется высоким, потому что превышает все земное, – а слово: «превознесенный» и возвышенный относится только к одному непостижимому Существу, которого невозможно ни постигнуть, ни изъяснить, то он и сказал: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном».

Беседа 1-я на слова пророка Исаии.


Видишь ли услужливость благосклонного слуги? Он тотчас привел нас пред царский престол, не проводя наперед длинными обходами, но как только отворил двери, уже и показал прямо седящего Царя.

Беседа 2-я на слова пророка Исаии.


Когда же царь умер, то уничтожилась и причина нечистоты. Таким образом пророк долго не пророчествовал, но, между тем как он не пророчествовал, гнев Божий прекратился, и пророчество возвратилось. По этой необходимости пророк означает время и говорит: «в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Когда он умер, тогда я увидел Господа; прежде я не видел Бога, гневавшегося на нас. Пришла смерть нечистого и прекратила этот гнев. Потому он, везде упоминая о жизни царей, здесь сказал о смерти Озии. «В год смерти, – говорит, – царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Но здесь опять можно видеть человеколюбие Божие. Умер нечистый, и примирился Бог с людьми. Почему это произошло, тогда как с их стороны не было никаких добрых дел, но только умер царь? Потому, что Бог человеколюбив и не бывает строг к таким людям. Человеколюбивый и благий Бог требовал только одного, чтобы удалился нечистый.

Беседа 4-я на слова пророка Исаии: «в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном»


Почему, тогда как во внешних делах и в пророчествах все обыкновенно означают время жизни царей, здесь пророк, опустив это, упомянул о времени смерти Озии, говоря так: «в год смерти царя Озии»? Тогда как можно было означить время царствовавшего тогда государя, как было в обыкновении у всех пророков, он не сделал этого. Почему же не сделал? Был древний закон – изгонять прокаженного из города, чтобы и живущие в городе сделались лучшими, и сам он не был предметом шуток и посмеяния для желающих оскорблять его, но чтобы, оставаясь вне города, он имел уединение завесою несчастья. Тому же должен был подвергнуться и этот царь после проказы; но он не подвергся, так как жители города боялись его по причине власти его, а жил тайно в своем доме. Это прогневало Бога и прекратило пророчества, как случилось и при Илии: «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1Цар.3:1). Но ты посмотри и здесь на человеколюбие Божие. Он не разрушил города и не погубил жителей, но как друзья поступают с равными им, оставаясь в молчании, когда имеют право укорять их в чем-нибудь, так и Бог поступил с народом, который достоин был большего наказания и мучения. Я, говорит Он, изгнал его из святилища, а вы не изгнали его из города; Я, связав его проказою, сделал его частным человеком, а вы и тогда не ободрились, но осужденного Мною не решились выгнать из города. Какой царь мог бы спокойно перенесть это, и не разрушил бы города до основания, видя, что тот, кому повелено переселиться за пределы, остается в городе? Но Бог не сделал этого, потому что Он – Бог, а не человек. Когда же царь умер, то с его жизнью Бог прекратил и гнев свой на них, отверз двери пророчества, и оно опять возвратилось к ним. Но ты из этого способа примирения усматривай человеколюбие Божие. Если кто станет исследовать дело по справедливости, то выходит, что ему тогда не следовало примиряться. Почему? Потому, что не их заслугою было изгнание Озии. Не они, взяв, изгнали его, но смерть, наступившая по закону природы, извергла его тогда из города. Но Бог не взыскателен к нам до такой степени, а желает только одного, – как бы примириться с нами.

Беседа 5-я на слова пророка Исаии: «И было в год смерти царя Озии.»


См. Толкование на Мф. 1:21

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.


Почему Бог явился на высоком и превознесенном престоле? Так как Бог невидим, а видимый царь наводил страх, то Он показывает пророку небесную славу, чтобы дать ему по­нять, какой престол они пренебрегли и какой почитали, как, оказав непочтение к воинству небесному, ангельскому, и даже не помыслив о нем, они устрашились стражи человеческой.

Беседа о втором дне творения.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-3 И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполн дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его

Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин. 12:41). Обрати внимание на достоинство благолепного превосходства и на власть над всею тварью. Он восседает на высоком и превознесенном престоле, в избытке увенчанный великолепнейшею славою царского достоинства… Божественный же престол, думаю, не следует полагать находящимся на пространственной высоте. Это было бы совершенно нелепо и неразумно. Высоко же полагается Божественный престол, поскольку слава Царства Божия умопредставляется как превышающая всякое естество мысленное. Сидение же на нем означает как бы твердость, устойчивость в неизменности благих качеств и пребывание в них.

Комментарий на пророка Исаию.


Не однажды навсегда, а также и не беспрерывно, блаженные пророки получали откровения видений от Бога, но по частям, сообразно тому, как то угодно было Владыке, и в те времена, в которые хотел делать это Открывающий глубокое и сокровенное и Знающий утаенное. Ибо и свет с Ним есть, как написано (Дан. 2:22). Итак, когда еще жив был Озия, он же и Азария, и занимал престол царства Иерусалимского, блаженный пророк Исаия сложил (пророчественные) речи относительно того, что уже указано выше. Озия, он же и Азария, был один из боголюбивейших царей, так как о нем говорится, что он сотвори правое пред очима Божиими (4 Цар. 15:3, 2 Пар. 26:4); однако он не вполне сохранил добрую и непорочную славу благочестия: преодолев, с помощью Божией, соседние народы, совершив весьма многое и достойное удивления (в войнах) против них, он опьянен был такою благоуспешностью в делах и впал в надменность. Он дошел до такой степени самомнения, что восхитил себе власть священнослужения и самозванно приступил к совершению жертвоприношения Богу. Ибо вошедши в Божественный храм, не чрез посредство Левитов или священников хотел приносить жертвы Богу, но приблизившись к самому Божественному жертвеннику, пытался воскурять фимиам вопреки обычаю и закону. И хотя обличаем был от священствовавшего колена, как поступающий нечестиво и покушающийся нарушать закон, однако, надмеваясь славою царского достоинства, присвоил себе и право священнодействия. Но, ни во что считая советы священников, он тотчас обличен был Богом; потому что поражен был проказою, которая простерлась до самого чела. Для точного же знания о сказанном должно, думаю, предложить здесь и самые Божественные слова, о нем написанные. Вот эти слова: В лето двадесять седмое Иеровоама царя Израилева воцарися Азариа сын Амессии царя Иудина: сын шестинадесяти лет бе, егда нача царствовати,и пятьдесят два лета царствова во Иерусалиме: имя же матере его Иехелиа от Иерусалима. И сотвори правое пред очима Господнима по всему, елика сотвори отец его Амессиа, обаче высоких не разори: еще людие жряху и кадяху на высоких. И коснуся Господь царя, и бысть прокажен до дне смерти своея. Так в книгах Царств (4 Цар. 15:1-5). В книгах же Паралипоменон, как я сказал, читается: И егда укрепися, вознесеся сердце его на пагубу (свою): и обиде Господа Бога своего, и вниде в церковь Господню покадити над олтарем фимиамов. И вниде по нем Азариа священник и с ним священницы Господни осмьдесят, сынове сильнии. И сташа противно Озии царю и рекоша ему: несть твое, Озие, да кадиши фимиамом Господеви, но токмо священником сыном Аароним освященным кадити: изыди из святилища, яко отступил еси от Господа: и не вменится тебе сие во славу от Господа Бога. И прогневася Озиа, и в руку его кадилница еже кадити во храме: и внегда разъярися он на жерцы Господни, и проказа взыде на чело егоже пред священники в дому Господни, на олтари фимиамнем. И обратися к нему Азариа архиерей и священницы, и се, той прокажен на челе своем, и изгнаша его оттуду, ибо и сам тщашеся изыти, яко обличи его Господь (2 Пар. 26:16-20). А так как данный чрез Моисея закон повелевал совсем высылать прокаженного, как нечистого, из стана, и так как прокаженный осквернял и являл причастным нечистоте и живущего с ним: то Озия, обитавший в Иерусалиме, как бы осквернял чрез сие весь Иерусалим. Поэтому-то и молчал Владыка, не бесчестя чрез то святых пророков, но скорее являя недостойными Его вразумления нечистых живших вместе (с чистыми) вопреки воле законодателя. Ибо так говорит Он в одном месте и блаженному Иезекиилю: и язык твой свяжу, и онемееши, и не будеши им в мужа исправляющего их, понеже дом разгневаяй есть (Иез. 3:26). Итак, Он умолчал хотя и показывая свое негодование; потому что потрясен был Иерусалим и поколебалась вся страна Иудейская. Узнаем же и это из того, что написал пророк Амос, у которого читается так: Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме во дни Озии царя Иудина и во дни Иеровоама сына Иоасова царя Израилева, прежде двою лет труса (Ам. 1:1). Когда же скончался Озия, тогда для Него прекратилось время молчания. И опять стал давать Боговидения святым пророкам Бог всяческих. Поэтому-то и говорит пророк Исаия: и бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне. Что пророк созерцал Сына в славе Бога и Отца, в этом никто не может сомневаться, когда Иоанн ясно пишет о нем: сия же рече Исаиа, егда виде славу Его, и глагола о Нем (Ин. 12:41). Обрати внимание на достоинство боголепного превосходства и на власть над всею тварью. Он восседает на высоком и превознесенном престоле, в избытке увенчанный великолепнейшей славой царского достоинства. А превышние силы, после которых, как говорится, ничего нет выше из сотворенного, стоят вокруг Его, находясь в служебном чине и прославляя Его похвалами. Исполнь, сказано, вся земля славы Его. Божественный же престол, думаю, не должно полагать находящимся на пространственной высоте. Это было бы совершенно нелепо и неразумно. Высоко же полагается Божественный престол, поскольку слава царства Божия умопредставляется как высшая всякого естества мысленного. Сидение же на нем означает как бы твердость, устойчивость в тождестве (неизменности) благих качеств и пребывание в них. Ибо так поет и Божественный Давид: Бог седит на престоле святем своем (Пс. 46:9). А также и пророк Иеремия говорит Ему: яко Ты пребываяй во век, мы же погибающии во век (Вар. 3:3); потому что сотворенное естество всегда и во всякое время является тленным, и в этом заключается мера (ограниченность) произведенных (из небытия в бытие) существ; сидит же, как я сказал, художница всего и зиждительница Премудрость, то есть неподвижное имеет в тождестве (неизменяемости) пребывание. И исполнь, сказано, дом славы Его; потому что, пока Израиль еще не нечествовал против Господа, нашего Иисуса Христа, слава Божия наполняла дом, бывший в Иерусалиме. Когда же они отринули царство Его, то и впали в нечестие. Поэтому и услышали голос говорящего: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38). У каждого же из Серафимов, сказано, было по шести крыльев, так что двумя они покрывали лица свои, двумя – ноги, а двумя остальными летали. Название Серафимы толкуется: горящие или пламенеющие; потому что нет ничего холодного у вышних сил, которые находятся весьма близко к Богу. Поэтому и мы сами, прилепляясь к Нему верою и жительством добрым и согласным с законом, делаемся духом горяще (Рим. 12:11) и пламенеющими любовью к Богу. А что Серафимы тогда крылами покрывали лице и ноги, летали же двумя из них, означает то, что никто не может видеть или начало или конец мыслей или слов о Боге, так как голова и лице означают начало, а ноги – конец. Ибо безначально Божество и конца не имеет. Мы же воспринимаем умом едва лишь то, что заключается в пределах времени, в которое некогда и не сущее приведено к бытию. Летают они, как не имеющие ничего поверженного долу; напротив, ум их всегда носится высоко и обращен к Богу. Ибо превышние силы не помышляют, как мы, о находящемся долу, но на неизреченных неких высотах мыслей держат ум свой. И уста их полны славословий; потому что они славословят, и притом попеременно, не по причине усталости, как я думаю, но скорее уступая честь одни другим и попеременно воздавая славословия. Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении. Трижды же произносят: свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая чрез то во едином естестве Божества Святую Троицу: потому что мы несомненно признаем подразумеваемым здесь Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого. И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на инаковость естественную, но в трех Ипостасях разумеется едино Божество. И это засвидетельствовано нам самими святыми Серафимами, которые говорят также, что исполнь вся земля славы Его, предвозглашая будущее и предвозвещая тайну совершенного Христом домостроительства. Ибо прежде того, как Слово плоть бысть (Ин. 1:14), над поднебесною имел власть оный губительный демон, змий, отступник; воздавалось поклонение также и твари паче Творца и Создателя (Рим. 1:25). Когда же Единородное Слово Божие соделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля; потому что Ему поклонится всяко колено и всякое племя, и языки исповедают и Ему поработают, согласно написанному (Фил. 2:10-11; Кол. 3:24 и др.). Предвозглашал о сем и блаженный Давид в духе, потому что говорил: вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою Господи (Пс. 85:9). Это и совершилось, когда призвано было множество из язычников и когда все покланяются Тому, Который ради нас соделался подобен нам, а ради Себя Самого остался превыше всего.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

В лето, в неже умре Озиа царь. Пророк приступает к описанию бывших ему откровений, и описание это начинает от времени смерти царя Иудейского Озии, который осмелился покадити фимиамом (2 Пар. 26:18), хотя знал, что не дозволено ему это, потому что законом принесение жертв предоставлено было сынам Аароновым, а исполнение прочих различных священных служб - сынам Левииным. Священник Азария обличил дерзкого царя и не допустил к алтарю, сказав: «Не твое это дело, царь». Так священники обязаны были вразумлять царей, чтобы пребывали в пределах, положенных законом, учить народ, чтобы все вносили десятину, поучать приносящих дары, чтобы соблюдали данные уставы. Сказывают же, что, когда царь Озия вошел в храм покадить фимиамом, опечалило это Исаию, и он облекся во вретище, которое и носил, пока Бог не сказал ему: «Сними вретище с чресл своих». Как сетование Исаии об Озии было знамением сетования его о сынах Израилевых, так совлечение вретища служило некоторым предсказанием о Ефиоплянах и Египтянах. С того времени, как царь поражен был проказой, и вся земля как бы стала прокаженной, на все дни жизни Озии прекратились пророческие видения. В лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце. В продолжение тридцати восьми лет сокрыты были пророческие видения за дерзость Озии. Озия царствовал благочестиво четырнадцать лет, но когда возгордился, дерзнул принести жертву и не послушал священника, говорившего, что это не позволено ему, он поражен был проказой. Исаия до смерти Озии сетовал во вретище и пепле. Теперь священников, в награду за то, что обличили нечестивого царя и удержали его, а сами предавались скорби, Господь возвеселил видением, которое видел Исаия в храме. И исполнь дом славы риз Его. Так и прилично было, чтобы Бог явился пророку в великой славе, в велелепии, когда умер царь Озия, и с его смертью, после тридцати восьми лет, возвращена народу радость, восстало истинное богопочтение святых.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Если Бог представляется сидящим, то представляется двояко: или как Царь, или как Судия. Если как Царь, видящий видит Его, как Исаия: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Там Он представляется как Царь властвующий.

Трактат на Псалмы.


Надписанием первого видения о Иуде и Иерусалиме указано, что Исаия пророчествовал при четырех царях, то есть, при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Следовательно умершему Озии, при котором изречено все то, что мы выше изложили, наследовал сын его Иоафам, царствовавший шестнадцать лет, сотворивший правое пред Господом и построивший высокие ворота храма (2 Пар. 27:1—3). В его царствование Исаия видел Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, в обозначение царственного достоинства.

И то, что было под Ним, наполняло храм, или, как Феодотион и Симмах перевели: и то, что было под ногами Его, наполняло храм, вместо чего LXX перевели: и дом полон славы Его. Знаю, что когда я, около тридцати лет тому назад, был в Константинополе, и у красноречивейшего Григория Назианзена, в то время епископа этого города, учился исследованию святых Писаний: то, для испытания своего слабого ума и повинуясь настоянию друзей, я продиктовал краткий и наскоро составленный трактат об этом видении.

Посему я отсылаю читателя к этой книге, а в настоящее время прошу его удовлетвориться кратким изъяснением. Священная история повествует, что Озия, за присвоение себе недозволенного ему священства, был поражен проказою (2 Пар. 26:16—21); после его смерти, в храме, им оскверненном, созерцается Господь.

Из этого усматриваем, что, пока царствует в нас прокаженный царь, мы не можем видеть царствующего в Своем величии Господа и знать таинства святой Троицы, посему и в Исходе, после того как умер фараон, угнетавший Израиля глиною, соломою и кирпичами, народ, не могший при его жизни вопиять ко Господу, возопил к Нему (Исх. 1:13—14, Исх. 2:23).

И Иезекииль, по смерти нечестивейшего князя Фалтии, сына Венеева, падает на лице свое и громким голосом вопиет ко Господу (Иез. 11:13). И прекрасно, по еврейскому тексту, не сам Господь, Которого престол есть небо, а земля — подножие ног Его (Ис. 66:1), и котором в другом месте читаем: Господь во храме святым Своем, Господь на небеси престол Его (Пс. 10:3—4), не сам Господь наполнял храм; но то, что было под ногами Его, наполняло храм. Кто же сей видимый Господь, — это мы полное узнаем у Евангелиста Иоанна и в Деяниях Апостольских, из которых Иоанн говорит: сия рече Исаия, егда виде славу Его, и глагола о Нем (Ин. 12:41), разумея, без сомнения, Христа.

Еще: Павел в Деяниях Апостольских, где он в Риме проповедует Иудеям, говорит: добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко Отцем нашим, глаголя: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумении, и видяще, узрите, и не имате видети: одебеле бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не како увидят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их (Деян. 28:25—27).

Сын виден был в царственном величии, а Дух Святый говорил, по общности величия и единству существа. Кто либо спросит, каким образом пророк теперь говорит, что он видел Господа, и не вообще говорит — Господа, а Господа Саваофа, как он сам ниже свидетельствует, — когда Евангелист Иоанн сказал: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1:18), Бог говорит Моисею: не возможет видети лица Моего: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33:20)?

На это ответим, что на божество не только Отца, но и Сына и Духа Святого, поелику в Троице одна природа, могут взирать не очи плоти, но очи ума, о которых сам Спаситель говорит: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Читаем, что Господь в образе человека был видим Авраамом (Быт. 18), и что с Иаковом боролся как человек Тот, Кто был Бог, от чего и самое место названо было Иаковом Фануил, то есть, вид Божий: видех бо, говорит он, Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32:30).

И Иезекииль видел Господа в человеческом образе, сидящего на херувимах: от чресла Его и ниже был как-бы огонь, а то, что выше, имело вид электра (Иез. 1:26-27). Следовательно Бог по природе Своей невидим, но бывает видим людьми так, как соблаговолит.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Блж. Феодорит Кирский

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Говоря о смерти Озии, пророк намекает, что из-за беззакония Озии прекратилось пророчество. В начале царствования Озия пользовался Божьим покровительством и одолевал иноплеменников и соседей-врагов. Возгордившись же от побед, он присвоил себе честь священства и, посягнув войти в святилище Храма, принес курение, которое не имеют права приносить даже священники, ибо только первосвященник может входить во Святая святых. Попытались же его удержать первосвященник Азария и с ним другие священники… Итак, здесь указывается на то, что только после смерти Озии пророку было дано это видение.

Пророк открыл, что Отец существует, а не какова Его природа. Открывается же Бог в различных образах под различными видами, показывая, что никто не может увидеть Его природу. Одним образом Его видел Авраам, другим - Моисей, по-другому - Михей, который видел Его иначе, чем Даниил. Иезекииль же видел Его еще каким-то другим образом. Божество же не имеет много форм, поскольку оно бесформенно и невидимо, несложно и просто, невидимо и неприступно.

Комментарии на пророка Исаию.

Евсевий Кесарийский

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм

Пророк увидел Христа и славу Христа в видении, о чем сказал: видел я Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и последующее.

Доказательство в пользу Евангелия.

Ориген

И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и дом полон славы Его

Пока царь Озия был жив, пророк Исаия не мог увидеть видение. Ведь Озия был грешником, он совершил зло перед очами Господа (Ср.: 2 Пар. 26:16, ср. также 4 Цар. 13:2) и преступил веление божественного закона. Он вошел в храм (2 Пар. 26, 16) и Святая Святых, но его изгнали оттуда во двор из-за этой проказы, так что ему пришлось выйти из города и оказаться в числе нечистых. Значит, такой правитель души должен умереть, чтобы мы могли видеть видение Божие, — ведь не зря написано: «В год смерти царя Озии видел я Господа». В каждом из нас живет Озия, он же Фараон, и мы не можем [спокойно] вздохнуть, трудясь на египетских работах (Ср.: Исх. 2:23). Когда же он умрет, тогда вздохнем спокойно, как написано в Исходе. Пока жив Озия, мы не увидим славу Божию (Ср.: Исх. 16:7), но со смертью Озии увидим ее — сразу, как только он умрет. Именно это нужно для того, чтобы в нас воцарилось Его Слово, сказавшее: «Он поставил Меня царем» (Пс. 2:6 LXX), — и не воцарился гнев. Ведь есть и царь греха. Зная это, апостол сказал: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим. 6:12). Несчастен человек, которым правит грех, человек, который такому себя предает царю, презирая царство Бога и подчиняя себя удовольствию. Поэтому любитель удовольствия не любит Бога, и о таких говорит апостол: «Более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Притом это сказано не про совсем неверующих, а про тех, кто, хотя и пребывают внутри [Церкви] (intrinsecus commorantur), «более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:4–5). Все это сказано ввиду смерти царя Озии, после которой пророк увидел видение, как сам он говорит. Итак, каково же видение?

«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Не каждый, кто видит Господа, видит Его сидящим на высоком и превознесенном троне. Я знаю, что другой пророк тоже видел Господа, причем сидящего на троне, — но не на высоком и превознесенном. Объясняя Писание, Даниил говорит: «Поставлены престолы» (Дан. 7:9), — и тот престол не был высоким. «Я приду, воссяду в долине Иосафата судить народ» (Ср.: Иоил. 3:12). Итак, Он восседает в долине, и именно в долине Он будет судить и осуждать. Иное же — видеть Его сидящим на престоле высоком и превознесенном. И у Михея Бог выходит и спускается (Ср.: Мих. 1:3). Он также спускается, чтобы увидеть Содом: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступили так, каков вопль их, восходящий ко Мне» (Быт. 18:21). Таким образом, Бог созерцается когда-то наверху, а когда-то — внизу в соответствии со значимостью обстоятельств. Итак, Исаия говорит: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». Если Бог является мне как Властитель здешнего мира, я не вижу Его на престоле высоком и превознесенном. Если же Он является мне как Царь небесных сил, то я вижу Его как [Сидящего] престоле высоком и превознесенном. Кого я назвал «небесными силами»? — Престолы, господства, начальства, власти (Ср.: Кол. 1:16). И если я вижу, как Он в слове повелевает ими, то видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном.

«И храм был полон Его славы». Эта слава наполняет храм в высоте, куда вознесен Его трон. Я считаю, что это не та же слава, что наполняет землю (Ис. 6:3). «Господня земля и полнота ее» (Пс. 23:1). Однако полноту славы Божией ты не обретешь в настоящем, но если кто построит Богу храм, то узрена будет слава Божия (Ср.: 3 Цар. 8:11, Исх. 40:33–34, Лев. 9:23), и если кто сотворит слово (Лев. 9:6 LXX), то храм окажется полным славы Божией. Но я не знаю, так ли храм наполняется славой. Если Бог позволит, на следующем собрании будет читаться отрывок из книги Левит, имеющий отношение к нашему занятию: Бог определил, что должно что-то свершиться для узрения славы Господней. Если же это не свершится, то и слава Божия не явится. Но мы узнаем это, когда [соответствующее место Писания] будет прочитано.


И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на пре- столе высоком». Надписано: «Видение». Зачем отмечено время царя? Обратите внимание на время видения: когда умер царь Озия, Исаия увидел Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком. Если кто-нибудь из нас знает, кем был Озия и чтó он совершил, то он может и познать, чему научил пророк в Духе, чтó являет нам божественное слово. Я обращусь к жизни царя Озии и постараюсь найти в книгах Царств (См.: 4 Цар. 15:30–34) и Паралипоменон его историю, и там я узреваю необходимое, — если будет так, что я увижу Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком, — чтобы для меня умер царь Озия. Этот Озия происходил от семени Давида и правил в народе Иуды; и пока жил Захария разумеющий (2 Пар. 26:5 LXX) (так ведь написано во Второй книге Паралипоменон), Озия творил правое в очах Господних (2 Пар. 26:4). Более того, он сделал большие светильники для Господа и отстроил храм Божий, и многочисленны были его добродетели в религии. Но когда умер Захария разумеющий, тогда он сотворил зло. Желаешь знать, что соделало зло? Он был царем, не священником. Иной чин царский, и иной чин священнический. Он захотел войти в храм, занять место священника и совершить дело, которое не было ему позволено. Он вошел, предваряя священников, и принял сосуд [для] возлияния. Вошел же и первосвященник, который был в то время, и восемьдесят священников с ним; обратился к нему первосвященник: «Не ты ли Озия, а не священник?» Но он оставался непреклонен в своем насилии, и проказа взошла на лоб его; извержен мертвец, выведен из храма, извел его Господь (Ср.: 2 Пар. 26:1–23). Итак, он стал прокаженным из-за нарушения закона. Каждый состоит под властью или греха, или праведности. Если мной правит грех, то я — один из царей Израиля, которые насильно вступили в храм. Если я праведен в меру возраста, своего и делаю правое и постоянен пред взором Господа, то мной правит праведность. Поистине, пока жил прокаженный, Исаия имел нечистые уста; пока жил враг, не мог Исаия видеть Господа Саваофа, и уста его были нечисты, ибо он находился под [властью] враждебного царя. Когда же он начал созерцать видение Божие? В год смерти Озии. Подобное этому ты сможешь сказать и о многих [других] Писаниях, если позволит Бог. В Исходе таким же образом нечто написано: «После дней [тех] умер царь Египетский, и воздохнули сыны Из- раиля, и взошел вопль их к Богу» (Ср.: Исх. 2:23). Пока жил фараон, сыны Израиля не воздыхали и, преданные наказаниям, не могли даже стонать, ведь жил царь, который приказывал им изготовлять кирпичи и мякину. Пока жил фараон, не воздыхали они к Богу; когда умер фараон, тогда они обрели силу поднять лица, влажные от рыданий. Злой царь живет в нашем сердце (pectore), пока живет фараон-диавол (Pharao Zabulus). Тогда мы трудимся над кирпичами и мякиной, и тогда молча глотаем слезы и совершаем первые действия беззакония. Когда же он умрет — когда посетит нас Господь, — тогда воздохнем ко Господу. Поэтому помолимся, чтобы погибло царство греха, которое пребывает в смертном нашем теле. Ведь «грех, — говорит [апостол], — умер, я же ожил», и наоборот: «Грех ожил, я же умер» (Ср.: Рим. 7, 8–9). Когда умирает Озия, который владеет царством греха, тогда умирает и фараон. Когда умирает худший царь, я возвожу очи к небу, и Бог внемлет моему голосу, словно Аврааму, и Исааку, и Иакову, и вижу я Господа Саваофа, сидящего и царствующего на высоком престоле, Которого народ не видит. Ведь [для народа] Озия все еще не умер. Я хочу показать нечто похожее с противоположной, хорошей стороны: этот самый Озия, пока жил Захария разумеющий, не сделал греха в очах Божиих (2 Пар. 26:5). Когда же умер Захария, он уклонился от Господа, как только завладел народом и стал править городом. Читая это денно и нощно и слыша Господа, говорящего: «Надлежало тебе отдать серебро Мое в оборот, и Я, придя, получил бы его с прибылью» (Мф. 25:27; Лк. 19: 23), — не будем завязывать в платок полученную мину и не будем отдавать серебро в оборот, но ссудим его народу. И когда мы вверим вам божественный смысл, тогда будет видно, как вверенное вы возвратите с избытком. Аминь!

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями

К своему высокому служению Исаия, подобно Моисею, Иеремии и Иезекиилю, был призван особо торжественным Богоявлением. Он видел Бога как царя вселенной, торжественно восседающим в своем храме-дворце. Его окружали высшие духи ангельские - серафимы, громко исповедующие святость Всевышнего и Его великую славу, пред которой даже они закрывали себя крыльями.

В год смерти царя Озии, т. е. 740 г. По преданию, сообщаемому святым Ефремом Сириным, Исаию чрезвычайно опечалила дерзость царя Озии по отношению к храму, куда царь осмелился войти для каждения фимиамом. Пророк облекся во вретище - знак печали - и носил его до самой смерти царя Озии; в год смерти этого царя Исаия и был призван на служение торжественным видением (Твор. святых отцов в р. пер. т. 20 с. 237-238).

Евсевий Кесарийский еще прямее говорит, что только со смертью Озии, прогневавшего Бога, пророк мог получить откровение от Бога, Который дотоле за грех царя отвращал Свое лице от народа иудейского (Collectio setecta Ecclesiae Patrum Caillaut 24 р. 28 и 29). Блаженный Феодорит со своей стороны добавляет, что Господь, в частности, прогневался и на самого Исаию, который молчал в то время, когда Озия позволил себе такую дерзость по отношению к храму. Новейшие толкователи (напр., Негельсбах в Lange Bibellwek т. XIV с. 84 и 85) объясняют дело более простым образом, говоря, что Исаия был нужен именно в то время.

Почему пророк о своем призвании говорит после пророчеств, помещенных в 1-5 гл. ? Очень вероятно, что Исаия хотел в первых пяти главах начертать картину жизни современного ему иудейского народа для того, чтобы его послание вышло вполне ясно мотивированным.

Видел Бога Исаия, конечно, не телесными очами, а очами духа, находясь в состоянии пророческого восхищения (экстаза). «Слышит Исаия глас Господень, - говорит святой Василий Великий, слова которого имеют отношение и к видению Исаии, - хотя ничто не ударяло в телесный слух» (Твор. Святых Отцов в р. пер. т. б стр. 253 и 260).

Гoспода - по евр. величаемому Adonaj = Владыку мира, вселенной. [В Лопухинском толковании на Бытие словосочетание Adonaj толкуется как Верховный и Справедливый Судия - от коренного слова дан - судия. Прим. ред. ] Пророк в 5 ст. говорит, что очи его увидали Господа Саваофа (с евр. Владыку воинств, т. е. Бога Отца).

Храм, в котором Исаия видел Господа, мог быть как храмом земным, Иерусалимским, и храмом на небе (ср. 3 Цар. 22:19). Так как пророк не объясняет, какой храм он разумеет, естественнее всего видеть в его словах указание на известный всем Иерусалимский храм, тем более, что здесь упоминается о некоторых принадлежностях иерусалимского храма (алтарь кадильный и щипцы ст. 6). Но так как пророк находился в экстазе, то иерусалимский храм представился ему имеющим более широкую вместимость.

Края риз... в переводе с евр. подол мантии. Царь Сущий представляется пророку одетым, подобно царю земному, в длинную в широкую мантию. [В славянском переводе с 70-и этот стих переведен так: И бысть в лето, в неже умре Озия царь, видех Господа седяща на престоле высоце и превознесене, и исполнь дом славы его. Прим. ред. ]

Толковая Библия.