Толкование на Ис. 7:11

Свт. Василий Великий

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте

См. Толкование на Ис. 7:10

Свт. Иоанн Златоуст

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте

См. Толкование на Ис. 7:10

Свт. Кирилл Александрийский

проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину, или в высоту

См. Толкование на Ис. 7:10

Прп. Ефрем Сирин

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте

См. Толкование на Ис. 7:10

Блж. Иероним Стридонский

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте

См. Толкование на Ис. 7:3

Ориген

Ст. 11-14 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил

Что касается речения, то робко поступил Ахаз, получив повеление просить знамения в глубине или в высоте, и он изложил причину, почему не захотел просить. Ведь он сказал: «Не вопрошу и не искушу Господа». За эту робость подвергся обвинению, и ему было сказано: «Слушайте же, дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу?» Затем изрекается это обетование: «Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречешь имя Ему: Еммануил». Пусть это будет объяснено, и мы обратимся к остальному, нуждаясь и тут в благодати Божией для открытия [смысла]. [Ахазу] приказано не просто просить знамения, но себе самому. Ибо слово говорит: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте». Обещанное знамение есть Господь мой Иисус Христос. Это есть знак, который [Ахазу] приказано требовать себе в глубине или в высоте. В глубине — потому что Он Тот, Кто сошел. В высоте же — потому что Он Тот, Кто восшел превыше всех небес(Ср.: Ин. 3:13). Но мне не принесет никакой пользы это предложенное знамение — Господь мой Иисус Христос в глубине и в высоте, — если для меня не возникнет тайна из глубины и высоты Его. Когда же из глубины и высоты я восприму тайну о Христе Иисусе, тогда приму и знамение согласно повелению Господню, и мне будет сказано как обладающему глубиной и высотой в себе самом: Не говори в сердце твоем: кто взошел на небо? то есть Христа свести. Или кто сошел в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Близко слово твое сильное в устах твоих и в сердце твоем (Ср.: Рим. 10:6–8; Втор. 30:14). Итак, нам всем предписано просить себе это знамение, получить пользу от знамения, которое дает Господь в глубине и в высоте. Но если есть способный познавать через умное созерцание (rationabili contemplatione), то он постигнет, что сказанное: «В глубине и в высоте», — говорится не с противопоставлением (non disjunctive), но означает, что Он может и то и другое. «Проси себе знамения у Господа в глубине и в высоте». Апостол же изрек в обещание: «Да постигнем мы, что есть глубина и высота, и долгота и широта» (Ср.: Еф. 3:18).

«И сказал Ахаз: “Не вопрошу”». Он стал неверующим; ведь [пророк] сказал: «Проси себе сам». Народ же вплоть до настоящего дня не просит знамения, потому и не имеет его, и дает труд Богу народ, который не принимает Господа моего Иисуса Христа. Сразу же следует и другой вопрос. Именно, когда [Ахаз] говорит: «Не вопрошу и не искушу Господа», — расценивая просьбу о знамении как искушение, тогда [пророк] говорит: «Слушайте же, дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу?» — но я полагаю, что не дает труд ни Богу, ни людям тот, кто просит знамения в глубине или в высоте. Ведь труд у Бога — спасение человека. Итак, не дает труд Богу тот, кто устремляется ко спасению. Безусловно, тот, кто — когда Господь утруждается спасти людей — бежит от спасения и поворачивается вспять от Господа, тот дает труд Богу.

«Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречешь имя Ему: Еммануил». Оригинал (veritas exemplariorum) этого пророчества говорит: «Наречешь». Мы знаем, что потом у Матфея читается: «И нарекут имя Ему: Еммануил» (Мф. 1:23). Мы не можем говорить, что пророк заслуживает меньшего внимания. Как же в Евангелии появилось это написание? Потому ли, что кто-то не понял [смысла] и устремился к более легкому [пониманию] (как и во многих других случаях было сделано), — или Евангелие было издано с таким чтением изначально (как, пожалуй, кто-нибудь возразит)?

Кто желает, пусть рассудит. У пророка же написано ясно: «И наречешь имя Ему: Еммануил». Я знаю, что кто-то, прочитав в начале евангельских писаний: «И наречешь имя Ему: Еммануил», — подумал: «Что значит “наречешь”? Кто наречет? Ахаз. И как же Ахаз может услышать о Спасителе, пришедшем много поколений спустя: “Наречешь имя Ему: Еммануил”? — и вместо этого, то есть «наречешь», написал «нарекут». Но посмотри: не Ахазу говорится: «И наречешь имя Ему: Еммануил», — но обрати внимание, что это явно сказано дому Давида: «Слушайте же, дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу? Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречешь имя Ему: Еммануил». Но если мы не понимаем сказанного, не будем умалять ничего из этого и не будем устремляться к более легкому [пониманию], но будем ждать, что благодать Божия подаст нам через просвещение знания объяснение вопроса; или, вернее, благодать Божия просветит нас, через кого ей угодно, чтобы мы не искали дальше, а наш вопрос разрешился: ведь если и мы удостоимся от Господа разумения, то оно скорее обличит нас самих. Итак, каков дом Давида? Если Давидом является Христос, как я многократно доказывал, то домом Давида являемся мы, Церковь Божия; и говорится нам, Церкви, чтобы мы не давали Господу труда, о котором говорилось выше, но принимали знамение, когда Господь дает его. Нам, а не [земному] дому Давида это говорится. И возвещается, что тот, кто является домом Давида, наречет имя Ему: Еммануил; и в самом деле, в пришествие Христово одна [только] Церковь наша говорит о Христе: «С нами Бог». Теперь, когда это, по благодати Божией, объяснено, мы обращаемся уже к другим тайнам (aenigmata).

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте

См. Толкование на Ис. 7:10