Толкование на Ис. 7:20

Свт. Василий Великий

В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет

По Рождестве Христовом, когда вся сопротивная сила, подобно мухе и пчеле, будет рассеяна духом уст Господних, введены будут сыны Израилевы и почиют в самородных прибежищах, в дебрях, на полях, в расселинах и тому подобном. А в словах: обриет Господь бритвою наятою царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду его отымет - Пророк, словами бритвою наятою, указывает, кажется, на какое-то наемное войско, которое и приведет Ассирийское царство в оскудение и расхитит, что было в нем славного, то есть истребит власы главы его, и народ многочисленный и подлый, который у Пророка иносказательно наименован власами ног. А потом Пророк угрожает, что самые драгоценности и знаки мужества, которые Пророк назвал брадою, отъяты будут бритвою наятою. И вникающие в историю найдут, может быть, что так поступило с ассириянами римское войско и что сие было при рождении Еммануила.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет

«В тот день обреет Господь бритвою, нанятою». Внушив сильный страх войсками неприятелей, пророк еще более усиливает его, обращаясь к небу, и показывая, что не какие-нибудь иноплеменники, египтяне и персы, но Бог ведет войну против иудеев. «Бритвою» здесь он называет невыносимый гнев Божий, против которого никто не может устоять, который легко настигает и истребляет. Как волосы на теле не могут устоять против острия бритвы, но тотчас уступают и падают, так точно, говорит он, и дела иудейские не могут устоять против гнева Божьего.

Таким образом «бритва нанятая» показывает нам сильный, полный гнев Божий, окончательное определение Его. А выражение: «по ту сторону реки, царем Ассирийским» значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное «отнимет». А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места» (Ис. 1:5, 6), разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил «бритвой», а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отымет

И здесь нам нужно сначала уразуметь состав речи, а потом уже сказать и о том, какие мысли в ней раскрываются. Итак, в день оный, сказано, то есть, в оное время, бритвою наятою, которая есть бритва царя Ассирийского, находящегося об ону страну реки, очевидно Евфрата, обриет Господь главу и власы ног, и браду отымет. Бритвою же наятою великою и напоенною, принадлежащею царю Ассирийскому, находящемуся по ту сторону реки, называет меч его, как беспощадно отсекающий и услаждающийся напоением, то есть кровью падающих. Таков смысл изречений. Скажем также, что в известное время было признаком крайнего бесчестия, если кого видели с обритою головою и бородою. Так и дщерям Сионовым, превозносившимся и ходившим высокою выею, и помизанием очес, Бог всяческих угрожал отъятием благоденствия; ибо говорил: и будет вместо вони добрыя смрад, и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златаго, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради (Ис. 3:23, ср. ст. 16). Делали это некоторые и по мертвым, налагая на себя бесчестие. Отсюда и данный чрез Моисея закон принявшим жребий Божественного священнодействия внушает не остригаться по мертвем наравне с другими и не портить обличия брады. Ибо так о сем написано (Лев. 21:5). Когда же опустошен был Иерусалим при Навуходоносоре, приидоша мужи от Сихема, и от Салима, и от Самарии, как говорит Иеремия (Иер. 41:5), осмьдесят мужей обритыми брадами, и растерзаннымы ризами, плачущеся, и дары и фимиам в руку их, еже внести в дом Господень. Итак, снятие волос с головы и бороды бритвою было образом печали и вместе бесчестия. Это именно потерпит по времени страна Иудейская, говорит слово пророческое. Ибо она пребудет, говорится, после погибели чад ее, плачущею и весьма обесчещенною. Если же кто хотел бы и иным способом толковать это, то он может понимать сие таким образом: под волосами на голове, быть может, разумеет пророк почетнейших по богатству и стоящих выше других по преимуществам, так как выше головы нет ничего. Под бородою же разумеет одаренных умом и смыслом; потому что так всегда принимается в богодухновенном Писании борода. А когда именует и волосы ног, то вероятно означает находящихся в самом последнем и низком состоянии. Вообще же никого не пощадила напоенная бритва, но вместе с находящимися на высоте обрила и средних, и последних, и разумных в стране Иудейской, так что оставила ее обнаженною и лишенною их. Ибо Навуходоносор перевел в горы Персидские и Мидийские едва не всего Израиля.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

В день оный обриет Господь бритвою упоенною, то есть Ассириянами, которых праведный гнев изострил, как бритву, обриет об ону страну реки Иордана, то есть колена Рувимово и Гадово и половину колена Манассиина.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день обреет Господь бритвою нанятою, теми, кои по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и бороду всю

Некоторые думают, что это пророчествуется об Ассириянах, которые в течение тысячи трех сот лет, прежде чем покорили Иерусалим, владели царством Азии, Египта и Ливии,— что они будут побеждены Мидянами и Персами, и царство их будет разрушено. Другие же думают, что Египтяне будут разбиты за рекою Евфратом. А мы нанятою за плату бритвою признаем caмого царя Ассирийского , которого как мстителя народу грешному, Бог называет у Иеремии даже голубем своим (Иер. гл 20). И в видении на Тире (Иез. гл. 28), так как Навуходоносор очень много употребил усилий при постройке укреплений и устройстве насыпей, а между тем, когда жители убежали на кораблях, он лишен был вознаграждения, то за расходы и труды его был отдан ему Египет. Итак этою острейшею бритвою, этими живущими за рекою Евфратом, т. е. царем Ассирийским, Господь обреет с Иудеи все волосы всего тела от головы и до ног, и красивую бороду, которая служит признаком мужественности,— обреет так, что не останется в ней ничего сильного, ничего красивого, и мужчины будут женоподобными, или лучше, будут подобны бесчестным женщинам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Лопухин А.П.

В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду

Пророк указывает здесь, что гораздо больше зла, чем египтяне, причинят Иудее ассирийцы - о египтянах здесь пророк как бы совсем забывает. Волосы - символ силы и мужества.

Борода - у восточных людей считалась едва не священным украшением каждого мужчины, и лишиться ее - было позорно.

Толковая Библия.