Толкование на Ис. 7:21

Свт. Василий Великий

Ст. 21-22 И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце, и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли

Когда настанет покой для Израиля, избавленного из плена, и обесчещен будет злоумышлявший против него царь, будучи обнажен бритвою наятою, тогда, говорит Пророк, будет такое изобилие в стране, что одна корова и две овцы доставят владельцу много молока, и будет у него в преизбытке масло, потому что все живущие в земле станут питаться маслом и медом.

Но, может быть, гораздо приличнее учения о животных принимать в смысле более возвышенном. Ибо вместо того чтобы сказать: «Каждый возрастит в душе трудолюбие и деятельность», Пророк наименовал юницу - животное, возделывающее землю и нам спомоществующее в труде; и, вместо нрава тихого, кроткого и щедроподательного, иносказательно наименовал овец. Посему как это животное дает нам вещество для приготовления одежды, так жизнь внимательных к себе обыкновенно украшается облечением в добродетель. А поскольку таковой питается и украшается духовно, то поэтому кормити будет юницу и две овце. Маслом и медом называет Пророк вступительные уроки в Божественное учение. Почему прежде предлагается человеку пища - масло и мед. Но когда достаточно будет им напитан, по первоначальном обучении, став выше всего земного, приобщится пищи более твердой, высшей и приличной мужам, посвятив себя духовным наукам.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце, и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли

Он изображает запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что эти слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? «И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле». Здесь, как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей, представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу где никто не беспокоит их.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21-22 И будет в той день, кормити будет человек юницу от волов и две овце: и будет от множества творения млечнаго, масло и мед снесть всяк оставыйся на земли

Цель пророка – наглядно представить здесь действие бритвы напоенной и великой, то есть меча Вавилонского. Ибо обнажена будет, говорит он, вся страна Иудейская и дойдет до такой бедности и вместе малолюдства, что кто останется и спасется от руки неприятельской и пребудет на земле той, тот будет господином одной юницы (телицы) и двух овец, тогда как в древности жившие по всей Иудее обыкновенно имели и пасли весьма многие стада овец и волов. Таким образом это есть ясное доказательство крайней бедности. А что они подлинно уменьшатся и в числе по местам своего жительства, и на это он предуказывает, говоря: и будет от множества творения млечного, масло и мед снесть всяк оставшийся на земли. От двух овец и одной телицы будет, говорит, столько молока, что всем оставшимся довольно будет для насыщения, если бы они хотели питаться молоком. Итак, не ясно ли, что совершенно легко могли быть перечислены те, которые избегли от бритвы и остались на каждом месте Иудеи? Ибо много ли может быть людей, для пропитания и насыщения коих достаточно молока от двух овец и одной юницы (телицы)? А что может проистекать отсюда для нашей пользы духовной, это можно видеть из самых дел: отличающиеся непослушанием и гордо поднимающие выю свою против Бога, будут изнуряемы и скудостью духовных благ и будут совершенно малочисленны, и терпеть будут недостаток во всем, что может питать для благосостояния духовного и успешно возводить в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). И таковые услышат Бога, говорящего устами святого: се, работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии Ми пити будут, вы же возжаждете (Ис. 65:13). Ибо весьма обильно будет причастие всякого блага от Бога для умеющих мудрствовать Божественное, каковым сам Он возгласил: ядите, и пийте, и упиитеся ближнии Мои (Песн. 5:1).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 В той день кормити будет человек юницу от волов и две овце: и… от множества творения млечнаго масло и мед снесть

Этим возвещается обилие, которое будет по возвращении из плена.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21 — 25 И будет в день тот, будет кормить человек корову и двух овец, и по изобилию молока будет естъ масло; ибо масло и мед будет иметь всякий оставшийся в этой земле. И будет в денъ тот во всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луком будут ходит туда; ибо колючие кустарники и терновник будут по всей земле. И ни на одну из гор, которая расчищались бороздником, не придешь, боясь терновника и колючих кустарников; и будет в пастбище волов и в потоптание скота

По разрушении Иерусалима, отведение народа в плен и сожжении храма, Навузардан начальник войска, которого LXX называют архимагиром, оставил в стране немногих из народа и притом бедных, для обработки виноградников и полей. И Годолия, оставленный начальником над ними из царского рода, убеждает их и говорит: не бойтеся пришествия Халдеев: сидите на земли, и работайте царю Вавилонскому, и добро будет вам (4 Цар. гл. 25, 24). Итак в тот день, т. е. в то время, когда все богатства Иудеев будут перенесены в Халдею, будет такое запустение в земле Иудейской и будет столь неимоверная бедность, что будут иметь не гурты волов и стада овец, как обыкновенно имели прежде, а редкий житель будет в состоянии кормить одну корову и двух овец, не для пашни, а для продовольствия и пользования молоком и шерстью, и вследствие недостатка хлеба для продовольствия и всех произведений земли, они будут питаться молоком, маслом и диким медом. Слова: по изобилию молока будет есть масло означают то, что земля по малочисленности земледельцев будет плодороднее и будет более удобна для пастбищ. В то время, по малочисленности людей, при запустении виноградников, о которых по страху врагов вовсе не будет заботиться, будет такой недостаток в вине, что одну виноградную лозу едва можно будет купить за серебряный сикль. Ибо вся земля обратится в терновник и колючий кустарник и будет такой ужас при повсюдном опустошении, что без лука и стрел никто не посмеет выйти на свое поле и все, оставив равнины, убегут в горы, и там, ограждаясь недоступностью местности, только руками будут копать твердые горы, так как у них не будет ни волов, ни плугов, ни сох. Поэтому, так как в горах немногие будут обрабатывать землю, то жители будут влачит бедственную жизнь. Прочие же местности будут оставлены для пастбищ, и никем не охраняемые, будут топтаться неразумными животными. О если бы мы не знали, что это обыкновенно бывает после завоевания. Но теперь значительная часть Римского мира похожа на древнюю Иудею; и мы не думаем, чтобы это совершилось без гнева Божия; за забвение о Себе Он мстит не чрез Ассириян и Халдеев, а чрез диких и некогда неизвестных вам народов, коих и лицо и речь страшны и которые, предпочитая у мужчин женские и обритые лица, ловко поражают спины бегущих перед ними бородачей. Помню, я читал относительно этих мест очень пространное и запутанное иносказательное толкование,— что все объясненное нами исторически исполнилось духовно на Иудеях, имеющих едва одну корову и две овцы, т. е. чистых животных, так что питаются не твердою пищею, а молоком детства и едят мед слов, который каплет с уст жены блудницы, и не имеют вина, веселящего сердце человека, а все дела их обращаются в колючий кустарник, так что они уязвляются противниками поражающими в тайне правых сердцем (Пс. 10); что чрезмерно трудящиеся над Св. Писанием если когда и захотят мудрствовать о чем либо очень возвышенно и находить в Писании нечто таинственное, но тем не менее они не приносят плодов учения, а наполняются терновником и колючим кустарником, которые родятся в руках нетрезвого: и по земле их, и учению будут ходить не люди— существа разумные, а волы, о коих Бог не печется, и животные неразумные.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Лопухин А.П.

Ст. 21-25 И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их

Здесь описывается опустошение Иудеи, дошедшее до крайней степени. В ней повсюду растет колючий кустарник и терновник, - кустарники, в которых водятся даже дикие звери. Ясно, что здесь пророк предвидит то опустошение Иудейской стороны, в каком она очутилась после отведения в плен иудеев при Навуходоносоре, который мог бы назваться царем ассирийским, как владевший прежней территорией Ассирийского государства.

Новейшие критики полагают, что в 7-й главе есть некоторые части, не принадлежащие пророку Исаии. Так надписание главы (ст. 1) тожественно почти с 4 Цар. 16:5. Сам Исаия не имел никакой надобности давать генеалогию Ахаза и напоминать о нем как о царе иудейском. Можно поэтому согласиться, - говорит Condamin, - что эти слова прибавил к 7-й гл. издатель речей Исаии.

Слова 8-й ст. : еще 65 лет... большая часть критиков также считает позднейшей вставкой на том главным образом основании, что утешение, в них заключающееся, не могло иметь никакого значения для Ахаза в то именно время, когда Исаия с ним беседовал. Но эти замечания касаются второстепенных мест в 7-й главе и, кроме того, не заключают в себе доказательной силы.

1) Исаия едва ли мог сам взять 1-и ст. из 4-й кн. Царств, потому что эта книга появилась скорее всего после его смерти (в ней говорится уже о разрушении Иудейского царства),

2) все-таки и в отдаленном падении вражеских царств для Ахаза было нечто утешительное.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:17