Толкование на Ис. 8:16

Свт. Василий Великий

Ст. 16-17 Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися. И речет: пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля и уповая буду Нань

Сия речь состоит в связи с предыдущей и в зависимости от нее. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1:23; ср. Ис. 7:14). И еще ниже говорит Пророк: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Потом простирает речь к тем, которые не приемлют возвещаемого Еммануилом, но уклоняются трудности заповеданного Им. Тогда, говорит, явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися. Ибо когда слово учения посевается во всех - одни направляют сердца свои к принятию учений и, как плодоносная земля, приемлют в себя слово, глубоко укореняют, не заглушают терниями, не оставляют без охранения, так чтобы диаволу легко было похитить его, но приплодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4:8); а есть и такие, что совершенно заключают душу свою, чтобы не принять слова, как бы завязывают и запечатлевают сами себя, чтобы не взошло в них слово истины. Запечатленными же называются и те, которые уподобляют себя образу сопротивного и не хотят, чтобы вообразился в них Христос, искажают в себе образ Небеснаго и увеселяются одним образом перстнаго (ср. 1 Кор. 15:49). Но запечатлен и закон неясностью и тем, что не всякому понятен; для уразумения же его необходимо требуется упражнение в законе. Посему, кто не предается размышлению и не желает разрешить узел неведения, о том говорится, что он печатлеет закон, и таковой явлен будет в день откровения. Ибо явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися. Как же печатлеют закон иудеи, о которых сказано: взясте ключ разумения, сами не внидосте и входящим возбранисте (Лк. 11:52)? Печатлеет, еже не учитися, кто, под предлогом соблюдения написанного, буквально не открывает глубоких таин. И смотри, что говорит Пророк. Не явно ли это - выражения собственно иудейские? Пожду Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля. Это говорят иудеи: «Не верую в Бога, не принимаю Еммануила, хотя теперь я оставлен, но дождусь когда-нибудь посещения от Бога, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих

Для того, чтобы кто-либо не подумал, что гибель или спасение будут общими, он говорит: «Тогда явлени будут печатлеющиися, еже не учитися закону», – т.е. обнаружатся восстающие против законов: как в (вавилонской) печи опалило тех, которые находились вне ее, а тем, которые находились внутри, не причинило вреда, то же самое произойдет и там.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися

См. Толкование на Ис. 8:14

Прп. Ефрем Сирин

Свяжите свидение и запечатайте закон, то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16-17 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих. Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него

Это слова Господа говорящего пророку; так как, говорит для двух домов Израиля Господь стал камнем претыкания и камнем соблазна, и они не захотели принять посланного к ним Еммануила: то завяжи свидетельства ветхого завета и передай их ученикам Моим принявшим Евангелие, т. е. апостолам или мужам апостольским. Или: закон и пророчества до Иоанна у них завязаны (Мф. 11:13), заключены и запечатаны, так что читаемого они не разумеют, (ибо вместо слово ученики по обоюдности еврейского выражения можем переводить и учения).Поэтому пророк отвечал: так как с пришествием Евангелия закон у Иудеев заключен и запечатан и Ты повелеваешь его открыть не Иудеям, а язычникам: то поэтому я буду ожидать Еммануила, о пришествии Которого Ты даешь обетование, о Котором Ты выше сказал, что Он должен быть страхом нашим, трепетом нашим, и быть нам освящением; и я буду чаять Господа, скрывшего лице Свое от дома Иаковлева, т. е. от Иудеев, так как они не захотели принять Его. LXX это место перевели так: тогда будут обнаружены те, кои запечатлеваются, чтобы не учиться закону. Это имеет такой смысл: когда весьма многие падут, будут сокрушены и споткнутся о камень претыкания и о камень соблазна, тогда обнаружатся в народе запечатленные, чтобы не учиться им закону Моисееву, а повиноваться заповедям евангельским.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Лопухин А.П.

Ст. 16-22 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих. Итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел

Спасательное откровение, какого не хотят принять иудеи, должно сохраняться, по крайней мере, в тесном кругу верующих. Пророк должен посвятить их в понимание этого откровения, и потом пусть они с терпением ожидают его исполнения. Сам же он, со своими сыновьями - Шеар-Ясувом и Магер-Шелал-хаш-базом останется живым свидетельством для всех, кто хочет видеть и слышать, - свидетельством того, что спасение - только в Господе, что враги Иудеи скоро будут наказаны и что из самого непокорного иудейского народа спасется только остаток. Да, иудеи должны бы искать вразумления у пророков Божиих, а они обращаются за советом к разным гадателям. Это приведет Иудейское государство к окончательному падению - и политическому и религиозно-нравственному.

Пророк заявляет, что он хочет это свидетельство Божие сохранить, запечатав его, для своих учеников. (По более правильному переводу первое слово стиха читается как неопределенное наклонение - ihotom: «я намереваюсь завязать…» Это - слово самого пророка).

Ученики Исаии - это люди, верующие во Всевышнего, составлявшие тесный круг около пророка.

Толковая Библия.