Толкование на Ис. 8:18

Свт. Василий Великий

Се, аз и дети, яже ми даде Бог, и будут знамения и чудеса в дому Иаковли от Господа Саваофа, Иже обитает на горе Сион

По обличении непокорных, Сам уже Господь говорит от лица Своего. Итак, говорит, они не покаряются руке крепкой и хождению пути людий сих, и делают вид, что ожидают Господа, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля. А Я уверовавших в Меня, вновь возрожденных чрез отложение ветхого и облечение в нового человека, как новорожденных младенцев, у которых нравы нежны и невинны, но которые уже воздоены начатками учения и приступают к совершеннейшей пище таин, прияв и согрев в лоне Своего милосердия, привожу ко Отцу. Ибо чрез Меня путь познания, ведущий к Нему. А что слова сии произнесены от лица Христова, никто не будет спорить, если помнить сказанное в Послании к Евреям: Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их страданьми совершити. И святяй бо,- говорит Апостол,- и освящаемии, от Единаго вси; еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей. И паки: се, Аз и дети, яже Ми дал есть Бог (ср. Евр. 2:10-13).

И будут, сказано, знамения и чудеса в дому Иаковли. Ими, то есть чадами, возрожденными чрез Христа, будут совершены сильные знамения и чудеса в дому Иаковли. Чадами были Апостолы, младенствующие злобою (ср. 1 Кор. 14:20). Они, люди неученые, галилеяне, сперва начав говорить языками, соделали явным для всех сошествие Духа и совершившееся над ними раздаяние дарований и разделение языков. Потом известное чудо - хромой, сидящий у Красных дверей, когда Петр и Иоанн, чрез призвание имени Христова, утвердили ступни его, начавший ходить (см. Деян. 3:1-8), чем и исполнилось древнее пророчество: Тогда скочит хромый яко елень (Ис. 35:6). Чудо - и сия Серна, воскрешенная из мертвых (см. Деян. 9:36-41); чудо - и железные врата темницы, о себе отверзошася при исшествии Петровом (ср. Деян. 12:9-10), и распадающиеся узы (см. Деян. 12:7), и все прочее, что было совершено чрез Апостолов в явление Божества Единородного.

Но все сии знамения и чудеса - от Бога Саваофа, Иже обитает на горе Сион. Под именем Бога Саваофа, обыкновенно, разумели Бога воинств. Кто же иной сей Господь воинств, как не именуемый Архистратигом силы Божией (см. Нав. 5:14), от Которого даются знамения детям? А что верующие во Христа суть дети, сие явствует из сказанного Господом. Ибо иудеям, которые о хвалящих Его и говорящих осанна в вышних! спрашивали Его: слышиши ли, что сии глаголют? - отвечал: яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (ср. Мф. 21:15-16). Младенцами же назвал в сем месте тех, которые резали пальмовые ветви, постилали одежды по пути, взывали и славословили Его. Но и в другом месте говорит: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф. 11:25), разумея под младенцами обученных слову и удостоившихся чрез Духа откровения таин. Посему словами се, Аз и дети Господь указывает на избранных Своих, потому что буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1:27). Потому всякий, отложивший ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:22), и облекшийся в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго (Кол. 3:10), есть чадо, по таинственному слову Христову.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе

«Вот я, – говорит, – и дети мои, которых дал мне Господь», а не природа: если Он их дал, Он и сохранит. И не только, говорит, «вот я», но вместе с детьми «вот я», – как говорил Давид: «вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (2Цар. 15:26). Подобным ему был и этот раб Господа, который предал Ему себя и говорил: вот я здесь; мое ли это? Богу свойственно ограждать тех, которых Он дал мне; и вот, я себя самого и тех, которых Он дал мне, приношу Ему же. И мы в несчастьях будем говорить так, как говорил Иов: «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1:21). Постигнут ли бедствия или что-либо иное, – он, доказывая свое повиновение Богу, говорит: «Вот я и дети, которых дал мне Господь».

И абие будут «указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе». Правильно сказано: «от Господа Саваофа»; но почему: «живущего на горе Сионе»? – Чтобы открыть вещи, имеющие быть, и представить указание на помощь.

«Вот я и дети мои, и будут указания и предзнаменования». Видишь ли, каков плод терпения? «И будут, – говорит, – знамения и чудеса». Он предсказывает не только спасение, но и свою славу. Как хозяин, видя своего раба охотно принимающим удары и наказание, оставляет свой гнев, так – и Бог. Сам Господь Саваоф сошел и обитает на горе Сион; и твоя неправедность служит причиной, почему Он не помогает (тебе): ведь если бы Он не желал помогать тебе, Он не обитал бы на этой горе. Пророки не только предсказывают, но и объясняют мысли сказанного, а также и Того, Кто говорил (чрез них): Бог не принуждает, но желает, чтобы люди умилостивили гнев Его добровольно.

Толкование на пророка Исаию.


Мы становимся не только Его братьями, но и Его детьми, ибо Он говорит: Вот я и дети, которых дал мне Господь. Не только детьми, но и членами Его, и телом Его. Так будто уже упомянутого было недостаточно для того, чтобы подтвердить Его любовь к нам и расположение, Он выставляет и нечто иное, большее и ближайшее, говоря о Себе как нашей Главе.

Огласительные слова к просвещаемым.

Свт. Кирилл Александрийский

Се аз, и дети, яже ми даде Бог: и будут знамения и чудеса во Израиле от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион

После того как они (верующие) весьма хорошо выразили прекрасное исповедание (ибо они сказали: пожду Бога отвращшаго лице свое от дому Иаковля, и упова буду нань), тотчас же (пророк) вводит лице самого Еммануила, дарующего возложившим упование на Него общение с Собою, то есть, общение чрез Духа; ибо Сын ниспослал в нас Духа Своего, и мы соделались присными Ему и в Нем вопием, Авва Отче (Гал. 4:6). Потому и именует нас детьми Бога и Отца, как имеющих возрождение чрез Духа, дабы мы могли именоваться и братьями Того, Кто есть по естеству и истинно Сын. Ибо Он сказал устами Псалмопевца: повем имя Твое братии моей (Пс. 21:23). Но, не смотря на то, что Он и соделался братом, и наречен первородным из нас (Рим. 8:29; ср. Кол. 1:15) по человечеству, будучи Бог и Сын единородный: мы не неведаем однако Его славу и превосходство над всею тварью. Ведаем также, что мы преданы Ему от Бога и Отца. И сам Он представляется говорящим это к небесному Отцу и Богу: ихже дал еси Мне от мира, твои беша, и Мне их дал еси (Ин. 17:6). Ибо Сын по естеству есть Господь всяческих, и соцарствует Богу и Отцу над всем сотворенным. Поелику же человеком соделался Тот, Кому все Богом дано и присуждено, то говорится, что Он получил то, над чем был господином как Бог. Ибо проси, сказано, от Мене, и дам Ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли (Пс. 2:8). Итак, Он радуется об уверовавших в Него, то есть о призванных к познанию истины чрез веру, и как бы простирая руку указует, говоря: се Аз, и дети, яже Ми даде Бог. Кто есть говорящий это? – Очевидно, Еммануил, Который будет, сказано, знамения, и чудеса во Израиле от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион. Ибо, дабы живущие по всей земле уверовали, что будучи Бог по естеству, Он соделался человеком и будучи Господом всяческих, по домостроительству, ради нас, принял зрак раба, Он весьма много соделал знамений по Иудее и представил яснейшее доказательство Божественного достоинства, – чудесно и превыше слова совершенные дела, – воскрешая мертвых, запрещая нечистым духам и своею властью даруя зрение слепым. И к обвинению неправоты и нечестия Иудеев послужит пророческое слово; ибо будут знамения, и чудеса от Господа Саваофа, обитающего на горе Сион, гласит оно. Они же, ничего не исследовав тщательно из сверхестественных дел или слов, дерзали произносить на Него хулу, говоря: сей не изгонит беси, токмо о веельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Се, аз и дети, яже ми даде Бог в знамения, то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Нил Синайский

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе

«Се Аз и дети Мои» (Ис. 8:18), – воззвал Спаситель Христос устами Исаии. Ибо, как детей Спаситель научил святых, насколько могли они вместить и послужить другим; потому что пред Христовым совершенством все святые – дети.

Письма на разные темы. Децемвиру Павлу.

Блж. Иероним Стридонский

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе

Повелел мне Господь, говорит, чтобы я завязал свидетельство у Иудеев, передал закон ученикам Его и запечатал, так как Он сокрыл лице Свое от дома Иаковлева: поэтому я буду чаять и ожидать Господа моего, и не только я, но и дети, которых дал мне Господь, т. е. другие пророки и сыны пророческие, не от похоти плоти и крови, а от Бога родившиеся (Ин. 1:13), о коих и апостол говорит: чадца моя ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Дети же эти, т. е. пророки, даны в знамения и чудеса для Израиля, по оному читаемому у Иезекииля: и будет вам Иезекииль в чудо (Иез. 24:24). И у Захарии святые мужи и ученики пророков называются τερατοσκόποι, т. е. зрителями чудес и знамений, так как пророки всегда являлись в знамение будущаго (Зах. 3:8). Это по толкованию буквальному. Блаженный же апостол в послании, которое пишется к Евреям, (хотя латинский обычай не принимает его в числе канонических писаний) учит, что это свидетельство должно быть понимаемо от лица Господа Спасителя: ея же ради вины не стыдится, братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкви воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся нань: и паки: се аз и дети, яже ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же страданий (Евр. 2:11-14). А каким образом эти дети были в знамение и чудо для премудрости и гордости Иудеев, учит тот же апостол, говоря, что Господь Спаситель избрал неразумное и немощное мира, чтобы посрамить премудрых и сильных (1 Кор. 1:25). Поэтому и Спаситель говорил апостолам: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в царство небесное (Мф. 18:3). Дитятею же делается тот проповедник новаго Евангелия, который отлагает ветхаго человека тлеющаго в похотях прелестных и облекается в новаго, обновляющагося в разуме по образу Творца. А что Господь воинств живет на горе Сионе, об этом тот же апостол пишет: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). Поэтому я удивляюсь что некто из наших под этими детьми разумеет двоих сыновей Исаии, рожденных от зачатия жены пророчицы, т. е. Иасува и Еммануила, из коих первый предзнаменовал отвержение народа древнего, а второй — принятие язычников. Принимающий это мнение последовательно должен будет признать что и пророк Осия действительно имел жену блудницу.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Ориген

Вот я и дети, которых дал мне Бог. И будут знамения и чудеса в доме Израиля от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе

«Дай мудрому повод, и он будет мудрее» (Притч. 9:9), — сказало божественное слово. Получая у священнейшего апостола повод к пониманию пророческих изречений, помолимся Богу, чтобы мы получили мудрость апостолов и смогли стать мудрее благодаря поводу для объяснения Пророков. Апостол, вспоминая это изречение: «Вот я и дети, которых дал мне Бог», — делает затем вывод и объясняет: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови], дабы через смерть упразднить имеющего державу смерти, то есть диавола (Zabulum), и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:13–15). Итак, поскольку дети сделались общниками крови и плоти, то и Спаситель наш причастился плоти и крови. Его божественной природе было чуждо принятие крови и плоти; но ради нас то, что было чуждо Ему, Он принял, чтобы нас, ставших чужими через грех, соделать Своими домочадцами. И вот апостол изложил это, говоря: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови]». Я же сказал бы, что, как дети причастны крови и плоти, и Он непосредственно стал общником оных, так, поскольку дети не могут слышать более действенные слова, однако детям необходимо слышать речения Бога, ради этого Он воспринял кровь из-за детей, причастных плоти и крови, говоря как бы с младенцами, изрекая не божественное и невыразимое, но только то, что младенцы могут понять. А младенцы — это все люди в сравнении с совершенством Слова. Пусть назовешь ты Моисея; может, упомянешь одного из пророков, может — Иоанна, больше которого нет среди рожденных женами (Ср.: Мф. 11:11); может, пойдешь ты к апостолам: к Петру, которого не пересилят врата преисподней (Ср.: Мф. 16:18), или к Павлу, который был восхищен до третьего неба и услышал неизреченные слова (Ср.: 2 Кор. 12:2-4), — ты не отнимаешь их славы, говоря, что и они в том, что постигли — в сравнении с тем, что осталось для них непостижимым, — научены младенческому воспитанию, которое передается людям. Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует младенцами во Христе и признает, что [им] необходимо пить молоко и [питаться] не твердой пищей (Ср.: 1 Кор. 3:1-2), но о всех вместе людях: «Вот Я и младенцы Мои, которых дал Мне Бог». Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, — так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «Отчасти познаем и отчасти пророчествуем» (Ср.: 1 Кор. 13:9). И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12). Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров [Божиих]? Все, низшедшее к детям, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди детей кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими детьми названы все люди, на которых указал и Спаситель: «Вот, — говорит Он, — Я и дети, которых дал Мне Бог». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь никто не может прийти к Нему, если Пославший Его не привлечет приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна (Ср.: Ин. 6: 44). И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, — до того времени ими обладал Тот, Кто дал.

Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Израиле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе». Живущий на Месте стражи и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя — через апостолов. Где бы ни обреталась душа, готовая к служению знамений и чудес Божиих — Бог, тогда соделавший знамения и чудеса, не бездеятелен для того, чтобы и ныне сотворить их или в соответствии с духовным попечением, или зримым образом для побуждения видящих [это] к вере.

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе

Исаия и его оба сына - все трое своими именами (Бог спасает - остаток спасется - спешит грабеж, ускоряет добычи) служат ясными предуказаниями того, что намерен сделать для Своего народа Сущий: Господь спасет Свой народ.

Апостол Павел, как предшествующий стих, так и слова 18 ст. : вот я дети… влагает в уста Мессии, чтобы доказать, что и в Ветхом Завете была мысль о действительном принятии Мессией - Сыном Божиим истинной человеческой плоти (Евр. 2:13).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 8:16