Толкование Ис. 8:20

Свт. Василий Великий

Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти

Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью? Ты получил в помощь закон. В тебе и от природы было уже великое предрасположение к прекрасному, но Бог, усовершая сие, присовокупил в руководство тебе и закон. Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное законом и ожидай наслаждения благами. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе» (Исх. 20:12). Желаешь ли благ? Исполняй предписанное. Не спрашивай прорицателя о здоровье, но прими врача, который предлагает для здравия средства, состоящие в твоей власти. Чему научишься у другого? Ни один прорицатель не дает бессмертия, ни один не возводит на небо, ни один не поставит тебя пред Судиею небоязненным, но сие дадут закон и точное его соблюдение. Соблюдая закон, не любопытствуй о будущем, но ожидай воздаяния.

Посему «закон в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти» о сем. А закон сей не то, что сие слово чревовещателя; ибо не для обмана вымышлен, как это слово, но он – учитель истины. Те прорицают за серебро, и это всего смешнее – обманываемые в награду за ложь платят им серебром. А это слово, то есть слово закона, не таково, чтобы за него давать дар, потому что никто не продает Божией благодати. Сказано: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10:8). Видишь ли, как вознегодовал Петр на Симона, предлагавшего серебро за благодать Духа? «Сребро твое, – говорит он, – с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» (Деян. 8:20). Итак, слово евангельское – не то, что продажные слова чревовещателей. Ибо кто может дать достойное за них вознаграждение? Послушай Давида, который недоумевает и говорит: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115:3)? Итак, «не лет дары даяти» за сие, – дары, равноценные благодати Его; один дар достоин – сбережение даруемого. Давший тебе сокровище требует за сие не цены дарованного, но сбережения, которое было бы достойно дара.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти

Он не говорит: слово сие, но: «якоже слово сие». Часто иной, воздерживаясь от магического искусства, расположен к какому-либо иному заблуждению. И вот, закон (в одном слове) выставляет (известное) положение: не приводите никакой причины. Когда Бог нам запрещает, мы должны повиноваться и соблюдать, не произнося своего осуждения относительно того, что запрещает Бог. Хорошо сказал он: «закон в помощь даде». Соображения возбуждают, обманывают людей, в них много такого, что смущает ум, и все это приводит к печали, к скорби. Закон не довольствуется только запрещением, но также показывает, что такого рода преступления недостойны милости. Разве это – такие вины, за которые можно было бы умилостивить дарами? Это – грехи без врачевания, вины без утешения. Их, говорит, не только не должно позволять себе, но даже не должно и заводить относительно их речи. Грешно не только допускать их, но и говорить об них, – Бог желал с корнем исторгнуть их. Потому Он повелел, чтобы одна часть грехов искупалась жертвами, а другую объявил не имеющей такого врачевания. Но почему? Потому, что последние ужасны и должны быть избегаемы. Достаточно для тебя слышать, что они запрещены Богом, чтобы ты удерживал пожелание своего ума.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти

См. Толкование на Ис. 8:19

Блж. Иероним Стридонский

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света

См. Толкование на Ис. 8:19

Ориген

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света

«Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово, за которое не следует давать даров». Тот, кто получил Закон и познал, что Закон дан в помощь, и в особенности духовный закон (Ср.: Рим. 7:14), запрещающий вопрошать чревовещателей и гадателей, — тот, кто понял Закон, должен воскликнуть, восхищенный им: нет ни одного слова в мире у эллинов и варваров, подобного слову Закона! Закон, который дал нам Бог, отличается от любого слова, от всякого учения, сулящего истину. «Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово». Что значит «не как это слово»? Много есть слов, но «не как это слово». Ведь нет слова после слова Моисея, после слова пророков, тем более — после слова Иисуса Христа и Его апостолов. Смотри, разве не воззвал разум (sensus) Божий, когда было сказано: «Ведь Он дал в помощь Закон, чтобы сказали принявшие закон в помощь: “не как это слово”», как Моисей изрек в Законе, преподанном через Ангелов, рукою посредника (Ср.: Гал. 3:19). А Церковь с гораздо бóльшим правом может сказать сие: «Не как это Слово», Которое стало плотью, Которое обитало с нами, славу Которого мы видели (Ср.: Ин. 1:14) — не как славу Моисея, покрытую платом (Ср.: 2 Кор. 3:13), но славу как Единородного от Отца, [Слово,] полное благодати и истины (Ср.: Ин. 1:14). Нет подобного Слову Сему, Которое приняла Церковь, в Которое верует, Которым она и спасается (Ср.: 1 Кор. 15:2), Слово, Которое в начале было к Богу, Бог Слово, Которому слава и держава во веки веков. Аминь!

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света

Первые слова этого стиха составляют собою дополнение к глаголу предшествующего стиха и оба стиха, согласнее с контекстом речи, могут быть переведены так: А между тем вам будут говорить: «посоветуйтесь с вызывателями умерших и с вещунами, которые пищат и бормочут. Народу не следует ли советоваться со своими богами (ср. Ион. 1:5) и с мертвыми по вопросу, интересующему живых, для того, чтобы получить научение и свидетельство?» Конечно, это именно будут говорить, - но в них нет ясных понятий (света).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 8:16