Толкование на Ис. 9:4

Свт. Василий Великий

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

См. Толкование на Ис. 9:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню

Как тогда война не человеческой силой прекращена была, так теперь – сражение сатаны: тогда урны и факелы, теперь же и не урны и не факелы, но ввержены в пламень взаимно борющиеся демоны. Вам известно об этой войне, если же неизвестно, то я вам расскажу. «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню». Этими словами обозначается будущее, т.е. что они все возвратят с негодованием и отвращением.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Зане отъятся ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их: жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама

Между тем как живущие на земле были свободны, быв весьма мудро сотворены, по образу Божественному и создани, как говорит блаженный Павел, на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2:10), их насильственно захватил в свою власть изобретатель беззакония и отведши их от любви к Богу, сделал своими поклонниками, возложив на них неотразимое ярмо греха. Таковых-то жалко поступавших и находившихся в сих бедствиях, особенно же из язычников, Христос избавил и соделал опять свободными. Поэтому и говорит: отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Жезлом же, думаю, называет или скипетр, то есть, царство, разумеется царство сатаны, или же необходимость и как бы удары и бич. Ибо содержит нас в своей воле мерзкое и нечистое скопище демонов и их вождь – Сатана, ударяя как бы жезлом, – владычеством страстей, которые приводит в ум и вынуждает сердце к хотению делать то, что не должно. Итак, сбросят они, говорит, ярмо владычества его, и жезл, который постоянно имели на шее своей, как слуги, подвергавшиеся ударам владыки своего. Воспоминает также и историю, заключающуюся в книге Судей. Эта история состоит в следующем: оставив Бога всяческих во дни судей, Израильтяне обратились к нечестию нравов и не мало оскорбили защищавшего их Бога, преклоняясь пред идолами и совершая служение делам рук своих. И за это они преданы были Мадианитянам, которые опустошали всю землю их, расхищая города и селения, а также и находившееся в полях, и такой навели страх на несчастных, что они даже скалы избирали себе убежищами и неприступные горы, в пещерах устрояли себе жилища и изнуряемы были жестоким и продолжительным голодом. Потом умилостивился Бог над пострадавшими не мало и спас их рукою Гедеона, который победил Мадианитян и освободил Израиля от тяготевшей над ним нужды и жезла (Суд. 6). Так точно разсыпа Господь жезл истязующих (и после), как в тот день Мадиама; потому что, как тогда Он избавил содержавшихся под невыносимым владычеством, изгнав владычествовавшее племя, так и потом спас произшедших из язычников, отвратив жезл истязующих. Истязающими же называет самого Сатану и демонов, цель и все старание которых направлены к тому, чтобы требовать от людей, как бы некоторой подати или дохода, свойственных грехов; ибо они всегда требуют, например, блуда от привыкшего блудодействовать, – кражи от привыкшего красть, или даже грабить и от каждого из одержимых теми или другими страстями – то, что ему привычно и любезно. Потому-то, думаю, Священное Писание и ублажает некоторых, как не слушающих гласа собирающих дань (Иов. 3:18).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Зане разсыпа ярем лежай на них. Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев. Якоже в день, иже на Мадиама, то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

См. Толкование на Ис. 9:03

Лопухин А.П.

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

Вместо: жезл, поражавший…, (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: «ошейник на его плечах».

День Мадиама - это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам (Суд. 7:22 и сл.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:1