Толкование на Ис. 9:16

Свт. Василий Великий

Ст. 16-18 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма

Но и блажащии людий сих льстяще им и обманом обирающие. Сего ради о юношах их и о цветущих возрастом не возвеселится Господь; и если кто сирота в людях сих, и если кто вдовица, не будут помилованы. Ибо немощное и беспомощное достойно жалости, а сильное в злобе и лукавстве достойно отвращения и ненависти. Потому Пророк присовокупляет, что не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока, угрожает и льстящим, и обольщенным в народе, у которого вси беззаконнии и лукавии и глаголют неправду.

Но сия угроза имеет некоторый вид благодеяния, потому что разгорится яко огнь беззаконие. Ибо Благий Владыка, благодетельствуя людям, устрояет, что уготованное беззаконием вещество предается уничтожению. И яко троскот (злак) сухий,- говорит Пророк,- пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных. Пока душа бывает подавлена земными страстями, дотоле страсти ее, поражаемые плотским мудрованием, расстилаются, как троскот, взаимно одна другой служа началом и одна от другой рождаясь. Ибо как троскот самое плодущее из былий и рождение его никогда не прекращается, но окончание первого рождения всегда бывает началом следующего, так подобно сему и свойство грехов: один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим троскотом, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем. Но он разгорается в чащах дубравных. Заметь, что сказано о дубравах в Первой книге Царств. Все люди, бывшие в сражении, взошли в дубраву и изнемогали, не ядя. Но и Авессалом во время сражения входит в дубраву (см.: 2 Цар. 18:9). Посему если грех наш не сделается, как троскот сухий, то не будет пояден огнем и не разгорится. И чащами дубравными Пророк называет людей притворных, имеющих ум скрытный, в тайне сердца своего соблюдающих много злого.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: «введут его в заблуждение», потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Богослов

Ст. 16-17 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Но к чему перечисляю подробности? Живя не для себя, но для Христа и для проповеди, распяв себе мир и распявшись миру и всему видимому, Павел все почитает маловажным и низким для своего желания, хотя благовествование Христово им было распространено… от Иерусалима и окрестности до Иллирика (Рим. 15:19), хотя восхищен будет до третьего неба, сделается зрителем рая, слышателем неизглаголанных для нас глаголов. Таков Павел, таков всякий подобный ему духом! Но мы боимся, чтобы в сравнении с ними не быть безумными князьями цоанскими или приставниками пожинающими, или ложно благословляющими народ, прибавлю даже, ублажаемыми (Ис. 3:12).

Слово в оправдание.

Свт. Кирилл Александрийский

и будут блажащии людий сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я

См. Толкование на Ис. 9:14

Мч. Васой Амморейский (Фригийский)

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

См. Толкование на Ис. 9:14

Прп. Ефрем Сирин

И будут блажащии людий сих льстяще, и… поглотят я, то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует. Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, яко вси беззаконнии и лукавии, кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. И избранные объяты будут дымом, то есть бедствием, какое постигнет весь народ.

И разгорится яко огнь беззаконие. Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию. И разгорится в чащах дубравных. Пророк дубравой называет весь народ, а чащей - юношей и мужей, сильных во бранях.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

См. Толкование на Ис. 9:14

Лопухин А.П.

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут

См. Толкование на Ис. 9:13