Толкование на Ис. 10:10

Свт. Василий Великий

Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии

См. Толкование на Ис. 10:7

Свт. Иоанн Златоуст

Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии

Смотри, это выше человеческой природы. О, человек! Ты говоришь: никто не мог мне воспрепятствовать. Чем больше ты говоришь об этих ужасах, тем больше показываешь могущество Божие.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

якоже сия взях, и вся княжения возму

См. Толкование на Ис. 10:4

Ст. 10-11 Возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии: якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его

Недавно говорил он о царе ассирийском, думавшем о себе высоко и надменно; потому что он опустошил города Самарии, когда лжеименные боги не помогли им, и даже рощи и жертвенники (посвященные им) были сожжены. А когда он вообразил, что он уже подчинил своей власти самый Иерусалим или Иудею, даже если бы не хотел этого всегда защищающий и спасающий ее Христос; пророческое слово тотчас указывает нам причины того, почему он взял Самарию и столь многие города Иудеи. Поэтому (пророк) весьма уместно приводит на память виды нечестия и повелевает рыдать и плакать о них, и как бы пораженный изменою Богу сильно восклицает: возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии. Ибо где Богу надлежало ожидать подобающего Ему почитания, там Он встречает пренебрежение и лишается приличной и должной Ему чести. Ибо воздавая почтение изваянным, они, несчастные, дерзали говорить дереву: бог мой еси ты и камню: ты мя родил еси (Иер. 2:27). Потому-то у пророка как бы вследствие ужаса вырвалось упомянутое восклицание, то есть: изваянная во Иерусалиме и в Самарии. Нечто подобное говорит (Бог) об Иерусалиме и устами Иеремии: почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзости (Иер. 11:15)? И чрез другого пророка сказал: страж Ефрем с Богом, пророк пругло строптиво на всех путех его: изумление в дому Божии утвердиша (Ос. 9:8). Ибо построившие в Иерусалиме жертвенники и рукотворенные приносили жертвы Ваалу и воинству небесному. Тоже самое сделали и жители Самарии, поэтому якоже, говорит, сотворих Самарии и рукотворенным ее, тако сотворю Иерусалиму и кумиром его. Поелику у них преступления одинаковы, то по справедливости их постигнет и одинаковая кара. Итак, Ассириянин взял Дамаск и Самарию; причиною же к совершению этого и поводом к одержанию им победы было изваяние идолов, как в Самарии, так и в Иерусалиме; посему восхотевшим поступать таким образом найдено самое соответственное наказание. Итак, созидание идолов есть ужасное преступление и служит причиною гнева божественного на нас, хотя бы кто делал это только в уме и сердце; потому что это отводит нас от любви к Богу, обольщает сердце и увлекает его к тому, что нам непристойно.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии

См. Толкование на Ис. 10:5

Ориген

Ст. 10-11 Как эти (страны) взял, так и все царства возьму. Возрыдайте, изваяния Иерусалима и Самарии! Как я поступил с Самарией и ее идолами, так поступлю и с Иерусалимом и идолами его

Прежде, когда впервые согрешил народ, он отошел от [своей] религии, и изваяния изготовил Иуда в Иерусалиме, и в Самарии — тот, кто был прозван Израилем. Если же и сейчас кто-нибудь рассмотрит все множество грешников в совокупности, он не постыдится сказать, что проклят всякий, делающий богом то, что считает благом, и служащий греху, делая идола, чеканя ремесленническое рукоделие и помещая его в тайнике. Ибо в тайнике сердца мы создаем многочисленных идолов, если согрешаем. Поэтому слово научает нас творить раскаяние и рыдать над изваяниями и идолами, которые в Иерусалиме и Самарии. И если грешим мы — для которых вожделенно пребывание в Церкви, — то мы изготовляем изваяния в Иерусалиме. Поистине, если те, кто поставлены вне Церкви, согрешили как еретики, то они изготовляют идолов в Самарии. Однако Бог по Своей благости всех призывает к раскаянию, говоря: «Возрыдайте, изваяния Иерусалима и Самарии! Как Я поступил с Самарией и ее идолами, так поступлю и с Иерусалимом и идолами его». Он угрожает тем, кто принадлежит к Церкви, сделать и с ними все то, что совершил по отношению к самаритянам.

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, - то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее

От кумиров, по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ.

Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8-11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. Ос. 8:5; 10:5). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии - наряду с Иерусалимом; - отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ахирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:5