Толкование на Ис. 10:11

Свт. Василий Великий

то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее

Возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в Самарии: якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его. Как возрыдают изваянная, сделанные из дерева, камня или другого какого вещества и искусством человеческим приведенные в образ или бессловесных четвероногих животных, или птиц, или и пресмыкающихся, каковы кумиры египетские? Ибо рыдание есть скорбный голос, выражающий сердечную болезнь нечленораздельным каким-то звуком. Посему как же возрыдают изваянная? Возрыдают потому, что в обделанных человеческими руками деревах, или камнях, или также в золоте, серебре и слоновой кости, и во всех других идолах из дорогого и недорогого вещества, которым кланяются язычники, присутствуют демоны, невидимо прилетающие и наслаждающиеся приятностью нечистых испарений. Ибо как прожорливые псы не отходят от мясных лавок, где есть кровь и гной, так и ненасытные демоны, уловляя случай усладиться кровию и туком жертв, любят быть около жертвенников и поставленных им кумиров. А может быть, и питаются сим тела их, или воздушные, или огненные, или смешанные из обеих стихий. И история Царств показывает, что демонская сила присутствует в изваяниях, посвященных демонам. Ибо сказано: взяша иноплеменницы кивот Божий и внесоша его, где был Дагон. И обутреневаша Азотяне наутрие, и се, Дагон паде на лице свое на землю (ср. 1 Цар. 5:2-3). Итак, видимое изваяние был Дагон, а падающий на лице есть демон, побежденный славой, окружающей кивот Божий; он падает на лице, но ниспровергает с собой и рукотворенное. Посему-то вкушающие идоложертвенное называются общниками трапезе бесовстей (ср. 1 Кор. 10:20-21), потому что из жертвы, приводимой к идолу, уделяется нечто присутствующему в нем демону, и он берет некоторую часть из испаряющейся крови, из обращающегося в дым тука и из прочих всесожжений; и кто пьет из чаши, из которой делается возлияние, тот пьет чашу бесовскую (ср. 1 Кор. 10:21). Посему возрыдают изваянная, то есть демоны, соименные изваянным. И когда говорится, что приидет во Египет Господь и потрясутся рукотворенная Египетская, и сердца их разслабнут (ср. Ис. 19:1), объясняем слова сии в том же смысле. Ибо в пришествие Господне демоны, обитающие в местах надземных, потрясутся, обращенные в бегство, и прогнаны будут в приличное им место бездны. Посему проклят всяк, иже сотворит изваяние и слияние, дело рук художника, и положит е в сокровении (ср. Втор. 27:15), потому что в изваянии приобрел себе худое сокровище - беса, следующего за изваянием, и с бесом привлек в дом свой клятву.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его

Видишь ли слабость идолов? Видишь ли, что гордость его касается не только людей, но что он издевается и над богами, так как говорит: от начатого мною меня не могли отвратить ни множество людей, ни даже могущество богов? Если ты начинаешь, то ясно, что ты слаб; а если когда-либо найдется, кто воспрепятствует тебе, то ясно, что Он сильнее людей и богов.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его

См. Толкование на Ис. 10:10

Прп. Ефрем Сирин

Якоже бо сотворих Самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его

Что наше владычество и царство сделало с Самарией, то я, Сеннахирим, сделаю с Иерусалимом.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее

См. Толкование на Ис. 10:5

Ориген

то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее

См. Толкование на Ис. 10:10

Лопухин А.П.

то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее

См. Толкование на Ис. 10:10