Толкование на Ис. 10:20

Свт. Василий Великий

Ст. 20-21 И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. И будет останок Иаковль к Богу крепкому

Очевидно, что сие имеет отношение к оставившим дела лукавства и возложившим упование свое на Бога Живаго. А согрешая, присоединяемся мы к врагам и уповаем на творящих нам обиды. Нас окружает какое-то лукавое воинство демонов, покоряющее себе души наши приманками удовольствия. Мы прилагаемся к ним, как неразумные дети к торгующим невольниками, которые часто, показывая детям какие-нибудь детские игрушки, обманывают их и, отводя вдаль от взоров отеческих, за кратковременную забаву готовят им горькое рабство. Так дети прилагаются к творящим им обиду, так и мы, внимая приманкам удовольствия, удаляемся от Бога и подвергаем себя тяжкому мучительству неумолимого демона, который, поскольку сам осужден на вечный огонь, усиливается многих иметь сообщниками осуждения. Посему о кающихся говорится, что оставшиеся и спасенные ктому не приложатся, не будут надеяться на обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. Блажен, кто отдалил себя от всякой надежды на мирское и единственной своей надеждой имеет Бога. Ибо как проклят человек, иже надеется на человека (Иер. 17:5), так благословен утверждающийся о Господе. Не оставь без внимания и присовокупленное, ибо сказано: будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит подавать всецелую помощь Свою тому, кто иногда надеялся на богатство, на славу человеческую и на могущество мирское, а иногда надеждой своей признавал Бога, напротив того, человек вполне должен успокаиваться на Божией помощи. И будет,- говорит Пророк,- останок Иаковль к Богу. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у Апостола останку по избранию благодати (Рим. 11:5), как видно из следующего.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-21 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному

Видишь ли, к чему послужило несчастие?

«Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному». Почему только эти, а не все? Всем должно было обратиться к добру. Видишь, что чудеса были сотворены ради всех, а принесли пользу только им одним.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 20–21 И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшия их, но будут уповающе на Бога Святаго Израилева истиною. И обратится останок Иаковль к Богу крепкому

После того как возгорелся огонь против войска Ассириян, совершатся и придут в исполнение, говорит, следующие два события: гордый и истребитель невольно отложит ужасную и ненавистную гордость; а потом он убежит в страхе и неожиданном посрамлении. Из этого самого события он уразумеет, хотя бы может быть и не хотел, что он был орудием гнева божественного против согрешивших, и что он не сам, как бы собственною крепостью покорил их. Так именно и случится с иноплеменником, а Израильтянам это чудо послужит на пользу и оставшиеся в Самарии, есть во Израиле, и потомки Иакова, то есть опять двух колен, живших во Иерусалиме, отстанут от своего прежнего заблуждения и от пустых и вредных мыслей: ибо не будут уповающе ни обидевшия их. После того как пал враг, пораженный рукою ангела, они, вполне ясно познавши всесильную десницу Спасающего, признают Его Спасителем и Избавителем и на Него возложат все упование, отвратившись от обидевших их. Но необходимо сказать, кто и каким образом обижал их. Бог всяческих спас Израильтян, начальствуя над ними и защищая их и делая их победителями над восстававшими против них. Когда же они стали противиться (Богу) и одни устроили себе золотых тельцов, а другие – Хамоса и Веелфегора и стали служить им и поклоняться воинству небесному; тогда Бог всяческих за сопротивление их предавал их по временам то окружающим Иудею народам, т. е. Идумеянам, и Моавитянам, и Еламитянам, то приходившим издалека, то есть Ассириянам и Египтянам. Поэтому в то время как война возгоралась по всей стране и изнуряла жителей ее, – не лучше ли было Израильтянам примириться с оскорбленным ими всемогущим Богом и отвратить гнев Его возвращением к лучшей жизни? Ибо им надлежало устранить из среды своей нечистое полчище идолов и Его избрать своим спасителем и избавителем. Но у них слишком мало было ума для этого. Они посылали послов то к Египтянам, то к Ассириянам и звали их на помощь. От того, думаю, Бог еще больше гневался на них. Итак, обижали Израиля и Иакова как лжеименные боги, навлекающие на них гнев божественный и склоняющие их возлагать на них упование, так и приобретающие им деньгами и дарами бесполезную помощь. Но когда уничтожено в одну ночь множество врагов, они наконец станут уповать на Бога и самым опытом узнавши всемогущую десницу Спасающего, они станут возлагать упование не на обидевших их, но на самого Святаго Израилева истиною. И будет останок Израилев к Богу крепкому; ибо уже не будут надеяться на дерева и камни, но будут полагать свою крепость в Том, Кто всегда был для них помощником и защитником, оружием и стеною несокрушимою.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 20-23 И будет в день тот, не приложит остаток Израиля и те, кои спасутся из дома Иакова, опираться на того, кто поражает их, но будут опираться на Господа Святого Израилева в истине. Остаток обратится, остаток, говорю, Иакова, к Господу сильному. Ибо если бы был народ твой, Израиль, как песок морской, остаток обратится из него. Истребление решительное наводнитъ правду, ибо истребление и дело сокращенное сотворит Господь Бог воинств среди всей земли

Там где в греческом говорится: обратится остаток Иакова к Богу сильному, вместо Бога сильного в еврейском стоит: el g ib b o r,— два имени из тех шести имен, какими, как мы выше читали, наречен Отрок и Сын, данный нам. И вместо написанного: остальные обратятся в еврейском говорится в числе единственном — остаток обратится, т. е. το υπόλειμμα επιστρέφει. В еврейском это пишется s a r iasu b , и на основании этого выражения думают, что Иасув , сын Исаии, был образом спасения народа из Израиля.

Итак, когда свет Израиля и Святой Израилев истребит леса и терны Кармила, и царь Ассирийский с немногими обратится в бегство, тогда оставшиеся из Израиля, которые с царем Езекиею, по взятии прочих городов Иудейских, находились в осаде в Иерусалиме, не будут более полагаться на царя Ассирийского, как теперь они делают при царе Ахазе, который послал послов к царю Ассирийскому говоря: раб твой и сын твой аз есмь, взыди и отими мя от руки царя Сирска и от руки царя Израилева, воставших на мя (4 Цар. 16:7), — теперь, когда он взял золото и серебро, нашедшееся в сокровищах дома Господня и в доме царском, и послал царю Ассирийскому дары, и послушал его царь Ассирийский и пришел в Дамаск и взял его и переселил и умертвил Расина; но освободившись от этого самого Ассириского угнетателя, который сначала был другом, а потом стал врагом, будут опираться и полагаться на Господа Святаго Израилева, и не ложно, как делали при прежних царях, а в истине. Читаем, что так и случилось при Езекии, так что оставив идолов, они обратились к служению Богу (4 Цар. 18:1-5). Сказавши, что спасется остаток, переходит ко временам позднейшим и говорит, что полное спасение будет при Христе. Разумея это и апостол Павел пишет к Римлянам: Исаиа же вопиет о Исраили: аще будет число сынов Исраилевых яко песок морский, остаток спасется: слово (бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли. И якоже прорече Исаиа: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содом убо быхом, и якоже Гоморру уподобилися быхом (Рим. 9:28-29). Итак, когда выступает авторитет такого мужа, то ему должно уступить всякое другое толкование. И в самом деле, если мы прочитаем Иосифа (кн. 10 гл. 2) и узнаем, как велико было народонаселение Иерусалима и Иудеи в то время когда пострадал Господь, то поймем, что в лице апостолов и мужей апостольских спаслись из Иудеев лишь немногие. Сокращенное же и совершенное есть слово евангельское, которое вместо всех обрядов многосложного закона дало самую краткую заповедь любви и веры,—чтобы мы не делали другому того, чего не хотим чтобы делали нам самим; почему и Господь говорит в Евангелии: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22:40). Некоторые этот отдел относят к тем временам, когда при Зоровавеле сыне Салафииля и Иисусе сыне Иоседека, при Ездре и Неемии, некоторая часть народа возвратилась в Иудею. Но мы ответим им, что они не выдерживают исторической последовательности, в особенности когда дальнейшее говорится не против Вавилонян, царем у которых был Навуходоносор, а против Сеннахериба царя Ассирийского.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.

Лопухин А.П.

Ст. 20-27 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его - с шеи твоей; и распадется ярмо от тука

Израиль, или собственно Иудейское царство, из этого столкновения с Ассирией выйдет умудренным и перестанет искать помощи у кого бы то ни было, кроме Господа. На этот правильный путь станут, впрочем, только немногие из иудеев (остаток). Они-то и спасутся от всеобщей погибели, какая скоро обрушится на народы; суд для них будет только переходом ко спасению.

В тот день - очевидно, после разрушения Ассирийского государства.

Остаток Израиля... Конечно, здесь нужно разуметь одно Иудейское царство, потому что Израильское было уже уничтожено до падения Ассирии.

Кто поразил их, т. е. ассирийцев. Ассирийцы будут уже сами поражены Всевышним, Который называется поэтому здесь Богом сильным (El gibbor).

Толковая Библия.