Толкование на Ис. 11:4

Свт. Иоанн Златоуст

но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, и поразит землю словом уст своих и духом устен убиет нечестиваго

Там пророк показывает знание, здесь – строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и – в другом месте: «не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не применив Своего могущества, так как праведно судилище Его.

«И духом уст Своих убьет нечестивого«. Это ясно сказал Павел об антихристе, которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снарядах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Желаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: «кого ищете?» И они тотчас «отступили назад и пали на землю» (Ин.18:4, 6). «Поразит землю, и духом уст Своих,» – как сказано об Отце: «Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Он угрожает морю и суше, иссушает все реки, Он говорит солнцу: «Не восходи», и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: «Словом Господним небеса утверждены» (Пс.32:6).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, и поразит землю словом уст своих и духом устен убиет нечестиваго

См. Толкование на Ис. 11:3

Свт. Кирилл Иерусалимский

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

Не будет предпочитать Он ученых невеждам, ни богатых бедным.

Огласительные слова для просвещаемых.

Сщмч. Викторин Петавийский

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

И Павел говорит об антихристе в Послании к Фессалоникийцам как о том, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фес. 2:8). И Исаия: Духом уст Своих убьет нечестивого. Таким образом, этот меч - обоюдоострый, ибо явлен в действии из уст Его.

Схолия на Апокалипсис блаженного Иоанна.

Прп. Ефрем Сирин

Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Поразит нечестивых земли, определением уст Своих осудит их в огонь.

К Езекии же могут быть отнесены следующие сказанные ранее слова: И духом устен своих убиет нечестивого. Ибо это исполнилось на Езекии, который молитвой уст своих умертвил Ассирийское войско.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

См. Толкование на Ис. 11:3

Лопухин А.П.

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого

Он будет судить бедных по правде. На Востоке всегда было развито взяточничество при судебных процессах, и бедняки, не имевшие что подарить судье, часто признавались виновными при отсутствии всяких серьезных улик. Так как от этого жизнь простого народа складывалась очень нерадостно, то пророк прежде всего и утешает своих читателей тем, что и бедные люди во времена Мессии найдут себе защиту на суде.

Жезл уст - приговор Царя-Мессии, тяжкий и сильный как жезл.

Дух уст - дыхание. Это дыхание будет так грозно и сильно, что оно будет умерщвлять нечестивцев.

Под землею, которую поразит Мессия, можно разуметь землю вообще, а не одну какую-либо сторону, потому что далее (ст. 6-8, 10 и 11) Мессия изображается царем всей природы и всех народов.

Под нечестивым же нужно разуметь людей нечестивых вообще (единств. число здесь поставлено вместо множ.), рассеянных по всей земле (ср. Мих. 6:10-11; Иоил. 3:2, 12; 3ax. 12).

Последние слова стиха у Апостола Павла повторены для изображения быстроты, с какой Христос истребит силу антихриста (2 Фес. 2:8).

См. также Толкование на Ис. 11:1

Толковая Библия.