Толкование на Ис. 11:11

Свт. Василий Великий

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря

И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою. Рука Господня различно была показана в каждом роде чрез способных вместить в себе силу чудес. Она показала чудеса сперва в Египте, потом в пустыне, потом во времена Иисуса Навина, потом при Судиях и Пророках, служителях дел великих. А теперь говорится, что рука Господня покажет себя в пришествии Спасителя нашего, исцеляющего всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4:23) и совершающего проповеданное в Евангелии. Ибо Господь прилагает показать еще и эту силу, потому что предшествовавшее оказалось недостаточным к приведению непокорного народа в богопознание.

Еже возревновати останку (слав.: по останку) прочему людий.. Для того приложит показати руку, чтобы привести в ревность останок народа, который называет останком, спасшимся от врагов, и перечисляет множество враждовавших: Ассирию, Египет, Вавилон, ефиоплян, еламитов, народы от востоков солнца и аравитян. История полна сказаний о вражде их. Об ефиоплянах говорит: Изыде Зарай Ефиоплянин с силою в тысящы тысящей, и колесниц триста. И изыде Аса противу ему и возопи ко Господу и рече: Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых, укрепи нас, Господи Боже наш, яко на Тя уповахом и о имени Твоем изыдохом на множество многое сие. Господи Боже наш, да не превозможет противу Тебе человек! (ср.: 2 Пар. 14:9-11). Ассирияне отвели иудеев в плен, египтяне порабощали их в самом начале, а Навуходоносор был из Вавилонии. Еламиты же, племя парфянское, часто нападали на Израиля вместе с жителями Месопотамии Сирской. И аравитяне, народ воинственный, во все продолжение времени воевали с израильтянами. И все сии народы, воевавшие с благорожденным семенем, частью побеждаются, частью побеждают и, как бы в награду за то, что побеждаются и несут много трудов, приемлют это приложение, что увидят показанную руку Божию. Почему после доблестных подвигов и трудов будут и ревнителями.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря

«И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою; в тот день», т.е. во время пришествия Христова, исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностью, опять соберет остаток прочих людей, «какой останется у Ассура». Видишь ли, что все это совершит ревность Божия?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И будет в день оный, приложит Господь показати руку свою, еже возревновати по останку прочему людий, иже аще останет от Ассириов и от Египта, и Вавилона и от Ефиопии, и от Еламитов и от востоков солнца, и от Аравии и островов морских

Днем пророк в этих словах именует то время, в которое случилось пришествие Христа и явилось таинство домостроительства воплощения Единородного. Итак, тогда-то, именно тогда, говорит, покажет Господь руку свою, то есть, будет великое показание могущества. И это не напрасно, но затем, чтобы возревновати по остатку прочему людей иже аще останет от Ассириов, говорит, и от других народов. Должно же, думаю, раскрывая силу сказанного, сделать ее более ясною. В прежние времена народ Иудейский не мало страдал, так как его опустошали то Ассирияне и Еламиты, то приходившие из Египта и Вавилонии и от востока солнца и из Аравии. Когда же после сего воссиял Христос, то всемощнейшая рука и вседетельная десница Бога и Отца стала явною чрез чудеса и тщилась убедить Израильтян в том, что Он есть поистине Бог и поистине Сын Божий. Ибо что не совершил Он у них самого предивного? Все было боголепно и необычайно и имело ясное и нагляднейшее доказательство высочайшей силы. Итак, в оное, говорит, время приложит Господь показати руку свою за тем, чтобы возревновати по Израиле и как бы не одним только язычникам уступить Христа, но чтобы и Израильтяне восхотели иметь упование на Него и стремились быть под Его водительством, и сделать своим владыкою, наставником и учителем Того, Который по этой причине стал человеком. Так Он говорил и устами Давида: Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом горою святою Его, возвещаяй повеление Господне (Пс. 2:6-7). Ибо Христос пришел, говоря: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). У них первых Он и действительно начал проповедь, а заповедывал также и святым Апостолам: на путь язык не ходите, и во град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:5-6). Когда же они (Иудеи) несчастные, вследствие величайшего безумия, постоянно оскорбляли Пришедшего для сей цели (своею) крайнею непокорностью, тогда Он наконец перешел к язычникам, и оказались последнии перви, и первии последни (Мф. 20:16). Поэтому и ныне пророк, как муж духоносный и чрез озарение свыше обогатившийся знанием будущего, сначала упоминает об язычниках, а затем после них об Израиле, как брошенном позади освященных чрез веру и поставленном с тылу и в числе останков, согласно написанному.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И… приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий Своих. Это относится или к изведению Израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению Иудеев из плена Вавилонского; ибо одну часть Иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую - писец Ездра… от Ассириов и от Египта, и от Патроса, и от Ефиопии, и от Еламитов, и от Сеннаара, и от Емафа, и от островов морских. Это согласно со сказанным у пророка Захарии: бежите от земли северных, глаголет Господь, зане от четырех ветров небесных соберу вы, глаголет Господь (Зах. 2:6).

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-14 И будет в день тот приложит Господь снова руку свою, чтобы овладеть остатком народа своего, какой останется у Ассириян и в Египте и в Фетросе, и в Ефиопии и в Еламе и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря, И поднимет знамя у народов, и соберет изгнанников Израиля и рассеянных Иуды соберет от четырех краев земли: и прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет соревноватъ Иуде, и Иуда не будет воевать с Ефремом. И полетят на плечах Филистимлян чрез море, будут вместе грабить детей востока; и Идумея и Моав и сыны Аммона будут повиноваться повелению руки их

В тот день, то есть в то время, о котором сказано выше, когда восстанет корень Иесеев как знамя для народов, или для господства над народами, Господь снова прострет руку свою, так что мы должны понимать, что это произойдет не в конце мира, когда войдет полнота язычников и тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:26), как думают наши иудействующие, а при первом пришествии Господа. Ибо когда говорится и теперь, и выше об одном и том же дне, то нельзя один относить к первому пришествию, а другой, последний, ко второму, чтобы в силу последующего и предыдущее не относить к тому Христу, Которого иудеи признают не пришедшим, а еще имеющим прийти. Итак, после призвания язычников, которые некогда считались хвостом, будет считаться хвостом Израиль, так что Господь снова прострет руку свою и овладеет остатком народа Своего, о котором выше мы читали, что спасется не весь Израиль, а остаток, оставшийся в Ассирии, в Египте и в различных окрестных народах (Ис. 10:20-21). Ибо сначала уверовали в Господа двенадцать и семьдесят апостолов (Лк. 10:1) и сто двадцать душ (Деян. 1:15), и пятьсот (1 Кор. 15:6), которым также, собранным вместе, явился Господь, а потом три тысячи (Деян. 2:41) и пять тысяч иудеев (Деян. 4:4). И Иаков говорит апостолу Павлу, который и сам был из остатков Израиля: видиши ли брате, колико тем есть Иудей веровавших; и вси ревнители закона суть (Деян. 21:20). И в той же книге читаем: бяху же в Иерусалиме живущие Иудеи мужие благоговейнии от всего языка, иже под небесем, которые все дивились и говорили: не се ли вси сии суть глаголющие Галилеяне; и кто мы слышахом кийждо свой язык наш, в немже родихомся; Парфяне и Мидяне и Еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии Римляне, Иудеи же и пришельцы, Критяне и Аравллне, слышим глаголющих их нашими языки величия Божия (Деян. 2:5-11). И так из всех этих народов спасется чрез апостолов остаток Израиля. Церковная история сообщает, что апостолы проповедывали Евангелие, разсеявшись по всему миру, так что некоторые проникали к Персам и Индийцам, и Ефиопия вступала в завет с Богом и из-за рек Ефиопии приносились оттуда дары Христу. И чтобы не казалось, что Он указывает только на народы востока, присоединяет еще: и от островов моря; островами же моря обозначает западную страну, окруженную океаном.

Итак поднимет знамение креста во всех народах и сначала соберет из синагог Иудейских народ Израильский, чтобы апостолы исполнили заповедь Спасителя сказавшаго: идите ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:6), как и Павел говорит неверующим из Иудеев: вам бе лепо первее глаголати слово: а, понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь (Деян. 13:46-47). Указывает же четыре страны света: восток и запад, юг и север, чтобы обозначить чрез это призвание всего мира. В то время, говорит Исаия, Ефрем и Иуда, враждующие между собою теперь, когда я пророчествую, не будут врагами, а по пророчеству Иезекииля, два жезла соединятся в один жезл (Иез. 37:19), и прежде разделенные объединятся в церкви Христовой, так что совместно будут трудиться среди язычников и полетят на плечах Филистимлян чрез море, т. е. сначала будут проповедывать приморским Палестинянам и чрез море с быстротою птиц будут переноситься к другим народам. Или по LXX толковникам: полетят на кораблях чужеземцев, вместе будут грабить море, что мы можем понимать в отношении к одному апостолу Павлу, который на иноземных кораблях переезжал в Памфилию, Азию, Македонию, Ахаию, на различные острова и в различныя области, в Италию и, как сам пишет, в Испанию (Деян. 28:13; Рим. 15:19, 24). Итак Ефрем и Иуда, — из двенадцати колен уверовавшие во Христа из Иудеев ,— вместе будут грабить восток, и на Идумею и Моава прострут руки Свои по оному, что от лица Давида таинственно говорит Христос: на Идумею простру сапог мой: мне иноплеменники покорятся (Пс. 59:10). Ибо все эти народы, в то время когда пророчествовал Исаия, были врагами народу Иудейскому и поэтому теперь говорит, что когда возстанет корень Иессеев, чтобы царствовать над народами и для спасения всего мира воздвигнуто будет знамение креста, тогда и Идумея и Моав и сыны Аммоновы , т. е. все пространство Аравии, покорятся апостолам и на местах идолопоклонства будут воздвигнуты церкви Христовы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.

Лопухин А.П.

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря

Снова прострет руку. Первое искупление Израиля из Египта совершилось при Моисее. Теперь пророк говорит, что Господь во второй раз совершит Своей всесильной рукой такое же искупление. Места пленения Израиля перечисляются в таком порядке:

1) Ассур, под которым нужно, конечно, разуметь месопотамские царства вообще и главным образом Халдейское, завладевшее царством Ассирийским.

2) Египет - Mizraim нижний Египет.

3) Патрос или Верхний Египет.

4) Хус или Куш, т. е. Ефиопия.

5) Елан - область за Тигром.

6) Сеннаар - южная часть Вавилонии, где находился и библейский г. Ур (см. Толк. Библия т. 1).

7) Емаф - к западу от Евфрата (ср. Ис. 10:9).

8) Острова моря - конечно, Средиземного, под которыми у евреев разумелись и прибрежные страны - Финикия и Малая Азия, куда уже ранее евреи были уводимы в плен и продаваемы в рабство.

Какой момент имеет здесь в виду пророк - решить трудно. Ввиду того, что искупление будет простираться едва ли не на все страны, в которых рассеяны иудеи, можно полагать, что пророку предносилось здесь полное и совершенное искупление остатка избранного народа, которое должен был совершить ожидавшийся тогда Мессия - искупление от власти диавола и смерти. Это вхождение избранного остатка еврейского народа в Царство Христово должно совершиться в последние времена мира (Рим. 11:15, 26).

Толковая Библия.