Толкование на Ис. 12:3

Свт. Амвросий Медиоланский

И в радости будете почерпать воду из источников спасения

См. Толкование на Ис. 12:1

Свт. Василий Великий

Ст. 3-4 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его

После хвалы Господу почерпает воду со веселием от источник спасения прекрасно поклоняющийся Господу. Если народ, впадший в идолослужение, обвиняется: Мене оставиша источника воды живы (Иер. 2:13), то явно, что верующий в Бога и по вере в Него напоявающий душу спасительными догматами черпает воду со веселием от источник спасения. А каково бывает веселие удостоившихся черпать из сих источников, можем разуметь из подобия, употребленного Давидом: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41:3). Ибо чрезмерность пожелания производит какое-то неописанное веселие в достигших вожделенного. И поучающийся в законе Господнем день и ночь, тот, о ком сказано: уста праведнаго поучатся премудрости (Пс. 36:30), испытывая Писания и, вследствие правильного искания, обретая Господа, в веселии от такого обретения приближаясь к духовой цели Писаний, будет почерпать воду со веселием. Посему когда сами насытимся питием почерпнутого из источников спасения, тогда присовокупим к себе и других, возбуждая их и говоря: Хвалите Господа, возопите имя Его (слав.: воспойте). Вопияние есть напряженный голос, который может достигать и к находящимся вдали. Посему возопите, то есть не рассуждайте о Боге низко, но, высоким умом помышляя о всем, относящемся к Нему, так богословствуйте, чтобы слово ваше, по ясности учения, могло сделаться внятным и для далеких от спасения.

А сей смысл открывают и последующие слова. Ибо Пророк говорит: возвестите во языцех славная Его, изрекайте чудеса Его, покажите неразумным устройство мира, чтобы приведены были в любовь к сотворшему всяческая Богу.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-6 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

«И в радости будете почерпать воду из источников спасения». Здесь присоединяются еще другие слова: – «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев». Всех, говорит, призовите во свидетельство, и всем укажите, чтобы все познали не стыдиться Меня, но призывать свободно.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И почерпите воду со веселием от источник спасения

Любочестен Призвавший, готов к воздаянию спасший Бог, благодетельствует познавшим Его и Божественными и духовными дарованиями богатно веселит славословящих Его. Ибо смотри, как они исповедовали (сие), говоря: се Бог мой Спас мой, уповая буду на Него (Ис. 12:1); Он же тотчас и источники и спасительную воду обещает им; потому что должно, подлинно должно было, чтобы убегшие от тьмы к свету, от эллинского невежества призванные к познанию по истине сущего Бога, не были непричастны детоводительству и слову Веселящего и Могущего сохранять их в благочестии. Ибо не о хлебе едином жив будет, сказано, человек, но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих (Мф. 4:4). Итак, водою называет животворящее слово Божие; источниками же - святых Апостолов и Евангелистов; прибавил бы я, что и - самих пророков; а спасительным (спасении) - Христа. Итак, вы, говорит, веселящие Меня, по естеству и всяческих Бога, исповеданиями веры, взамен того получите Божественное и духовное веселие, почерпая от источник спасения, то есть Христа, слово, могущее сохранять вас в сем. Ибо сам Он назначил святых Апостолов, о которых и блаженный Давид поет: явишася источницы воднии, и ошкрышася основания вселенныя (Пс. 17:16). Подлинно источниками водными являются Божественные ученики, источающие струи исходящих свыше и чрез Духа словес для живущих по всей поднебесной. Они же суть подобным образом и основания мира; потому что камень избранный есть Христос, Который и положен, как говорится в Писании, от Бога и Отца в основание Сиону (Ис. 28:16), то есть, Церкви. Ибо на Нем мы утверждены и чрез веру созидаемся, как дом духовный, в храм святый, в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Камнями же после Него или основаниями вселенной могут быть названы, и весьма справедливо, проповедующие Его по всей земле; потому что их писания поддерживают нас в твердости и постоянстве в вере и истине.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И почерпите воду со веселием от источник спасения, то есть с радостью внимайте слову жизни из уст священников, которые у пророка представлены в образе источников.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Будете почерпать воды в радости, из источников Спасителя

Тот, Кто выше назывался Еммануилом и потом «уноси добычи, спеши грабить» и другими именами, чтобы Он не казался иным, кроме Того, о Котором Гавриил возвестил Деве, говоря: И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21), - теперь называется Спасителем и проповедует, что из Его источников должны быть почерпываемы воды. Не из вод реки египетской, которые разбиты, и не из вод реки Рецина, но из источников Иисуса, ибо этим словом на еврейском языке выражается слово Спаситель. Поэтому и Сам Он взывал в Евангелии: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7:37-39). И в другом месте Евангелия: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Под источниками Спасителя мы должны понимать учение евангельское, о котором в Псалме 67 читаем: В церквах благословите Бога, Господа от источников Израилевых (Пс. 67:27).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.


Это те воды силоамские, которые тихо текут (Ис. 8:6) и о которых Исаия говорит: Будете почерпать воду из источников спасения. И псалмопевец: Благословите Господа от источников Израилевых (Пс. 67:27). И тот же Исаия о Господе Спасителе говорит: Тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет (Ис. 33:16).

Комментарии на пророка Иезекииля.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паримия в навечерие Богоявления, читаемая на шестом часе и в чине водосвятия (Исаии XII:3–6). В сей паримии Израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа.

Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источников спасения

Счастливы будут сыны Израиля, когда соберутся из рассеяния и соединятся с верующими из язычников в Церкви Христовой, о чем была речь в предыдущей паримии. Это счастье будет состоять в том, что они будут с веселием почерпать воду из источников спасения. Это значит, что в вере Христовой они найдут удовлетворение духовных потребностей истины, святости и духовного мира. Одна вера Христова может дать человеку эти блага, потому что она одна соединяет его с Источником их – Христом, а Он не только никому не отказывает в них, напротив всех, чувствующих духовную жажду, призывает к Себе с обещанием утолить ее: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7:37). И какое чудное свойство имеет вода, которую Он предлагает жаждущим! Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки, но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный (Ин. 4:14). Что же эта за вода? Это благодать Святаго Духа. Как естественная вода утоляет телесную жажду и утоливших жажду освежает и укрепляет, так и благодать Святаго Духа, даруемая, верующим во Христа, утоляет жажду истины, наставляя их касательно всего, что нужно знать для спасения души (Ин. 14:26), ибо Дух Святый есть Дух истины; укрепляет их волю на борьбу с искушениями, ибо Дух Святый есть Дух крепости; освящает нас (Рим. 1:4) и низводит в сердца наши мир и радость (Рим. 14:17), превосходящие всякое разумение. Средства для привлечения благодати Святаго Духа известны: чтение Слова Божия, изглаголаннаго Духом Святым и вечно в нем глаголющего в наше наставление, освящение и утешение, – приятие таинств и сообщаемых в них многообразных даров благодати Святаго Духа, – и молитва, о которой Христос дал обетование, что Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13). Вот те живые, неиссякаемые источники спасения, от которых Господь, устами Своего пророка, приглашает сынов Израиля почерпать с веселием, и образом которых отчасти служило чудесное изведение Моисеем из камня в пустыне воды, ибо по слову Апостола, пившие эту воду «пили из духовнаго последующаго Камня, Камень же был Христос» (1 Кор. 10:4), дарующий всем верующим Духа Святаго.

Толкование на паремии из книги пророка Исаии.

Магн Аврелий Кассиодор

И в радости будете почерпать воду из источников спасения

См. Толкование на Ис. 12:1

Лопухин А.П.

И в радости будете почерпать воду из источников спасения

Почерпать воду… Вода - самое необходимое условие благополучия восточного человека, который нуждается в воде особенно летом, когда в Палестине дожди не идут. Поэтому пророк, чтобы обозначить будущее счастье, каким будет наслаждаться искупленный остаток Израиля, возвещает, что у Израиля будет изобилие в воде, и притом в воде, получаемой из источников, которые не высыхают и летом, что часто случается с палестинскими реками. Вместе с тем пророк предсказывает о том изобилии благодати, какое даст всему человечеству имеющий прийти в мир Мессия (см. Ин. 4:18).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 12:1