Толкование на Ис. 13:4

Свт. Василий Великий

Ст. 4-5 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю

Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся. Может быть, что глас языков многих на горах есть глас Церкви. Посему-то и избрана для нее гора польная, чтобы был простор для собрания множества восходящих на высоту боговедения. Поэтому Пророк видел на горе польней великое множество отовсюду собравшихся и издающих единый глас веры. И Дух Святый говорит чрез Пророка: Глас языков многих на горах, на которых воздвигнуто знамение, подобен языков многих. Глас один и вместе подобен многим голосам народов; один по согласию веры, а подобен многим голосам, потому что Духом Святым в огненных языках разделен на каждого из Апостолов, которые должны были сеять Евангелие народам вселенной. Глас царей,- говорит Пророк,- и языков собравшихся. Под языками, может быть, должно разуметь нас, отовсюду стекающихся на призвание; а под царями - избранных в Церкви, которых Господь наименовал и сынами Царствия (ср. Мф. 13:38). Или, может быть, Пророк указывает сим гласом языков многих и гласом царей на множество исполинов. Они, будучи назначены в служение тем самым, что радующеся и укаряюще текут исполнить ярость Господню, производят шум, подобный многим народам и каким-то царям, надменным высокими мыслями, но не знающим того, что они служители наказания и мучители грешников, а не по собственной власти и не по достоинству, им принадлежащему, причиняют столько бедствий заслужившим их.

Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу. Не бойся поражающего, но умоляй Повелевающего поражать. Да вразумятся идолослужители, которые говорят, что приносят жертвы лукавым демонам, с намерением смягчить их злобу. Господь им заповеда. Услужишь ты или нет - демон исполнит приказания: ему невозможно преступить положенных ему пределов. Он не убавит лютости и не прибавит ничего от себя, но без милосердия выполнит назначенную меру. Итак, Господь заповеда языку оружеборцу. Лукавые демоны имеют оружия противоположных свойств с оружиями праведника. У праведника есть щит веры, а щит лукавого - щит неверия. У одного меч слова, у другого - меч бессловесия; один обезопасил себя броней правды, другой покрыт броней неправды; главу одного сгнетает шлем спасения, на голове другого - шлем погибели; у одного ноги уготованы к благовествованию мира; ноги другого текут для возвещения зол. Итак, языку оружеборцу, облекшемуся в эти оружия, заповеда Господь. Они же и от земли издалеча, дабы знал ты, что они чужды сей жизни. Ибо сотрудники наши в деле спасения, наши сожители и соседи, изблизи подают помощь - это Ангелы мира; а употребляемые для нашего наказания издалеча приводятся. Человеколюбец Бог употребляет их жестокость к нашему уврачеванию, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных. Ибо таковым предается не дух, но плоть во измождение, да дух спасется (ср. 1 Кор. 5:5). Но и Фигелл и Ермоген (см. 2 Тим. 1:15) преданы Павлом сатане не на погибель, но да накажутся не хулити (ср. 1 Тим. 1:20). Как же от земли издалеча, от края небесе приходит сей язык оружеборный? От земли - потому что он избрал для себя места надземные и примесился к земным страстям; а от края небесе - потому что оттуда ниспал первоначально.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-8 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись

«Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе»: это означает присутствие многих воинов, с большою и огромною подмогою. «Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба», т.е. из Мидии и Парфии. «Рыдайте, ибо день Господа близок». Весьма хорошо понимать это о будущем (веке). Если мы трудимся в этом мире для приобретения добродетелей, то таковые способствуют спасению, иначе нас, по переселении из этого мира, одолеет сила мучений, которым никогда не будет конца. Потому Он называет день «неисцельным», чтобы кто-либо не обретался неисцельным в этом мире, подобно тому, как господа, намереваясь бить рабов и в то же время имея намерение простить их вину, однако часто клянутся пред друзьями: если я поймаю его, то не оставлю в живых. Если желаешь знать, каким образом этот день – неисцелен, то пойдем вместе к тому богачу, у которого было много рабов, было изобилие чаш и домашней утвари в этом веке, и ничто из этого не оживотворило его в ином веке, но он до того мучился, что просил Лазаря освежить его иссохшие уста. И ты не краснеешь? Каким образом ты не приходишь в смятение, ища себе врача от язв, которыми томишься, в том, кого ты видел ежедневно и жестоко оставлял, не жалел его, хотя имел такую же природу? Но жестокое мучение заставляет забывать чувство стыдливости. Кто не сжалился бы над этим невыносимым мучением, хотя бы он и сам терпел зло от испытывающего таковое? И вот, он просит не великого чего-либо, не того, чтобы освободиться из горящего пламени и выйти из ада, но – только сколько-нибудь освежить небольшую часть тела. Однако и этого ему никто не дозволил. «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк.16:26). Пусть он не думает, что вследствие того, что он был жесток к Лазарю, отец Авраам не дозволил последнему освежить горевшие жаждою уста. Для других это служило бы доказательством лености, и они рассуждали бы так: Лазарь не оказал богатому добра потому, что, во время своей жизни, получал от него зло; но мой отец или брат могут заступиться, так как отец не может смотреть на такие казни, чтобы не сжалиться, он умилосердится и извлечет из мук. Христос, чтобы отстранить все эти пустые утешения и убедить каждого надеяться на свои добродетели, и весьма мало на других, выставляет Авраама, который говорит: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). А прежнее показывает справедливое правосудие: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» (Лк.16:25). Я, говорит, признаю и утверждаю, что я не столь бесстыден, чтобы быть несправедливым даже в мучениях. Не ради справедливости я желаю облегчения, но только требую сострадания. «Между нами и вами утверждена великая пропасть», потому что неисцельный день исполнен гнева и ярости. Хорошо сказал пророк: «исполнен», так как (тогда) нет места для покаяния, но все исполнено гнева, нет места для сожаления и милости, так как Бог дал врачество покаяния на время жизни, а тот день сделал неисцельным. Но, может быть, скажут: ужели Он не примет во внимание человеческой природы? Ужели мы не из грязи, – не прах и пепел? Однако не теперь время таких слов; эти прекрасные слова следовало помнить тогда, когда вы совершали грехи, хвастались, горделиво превозносились, предавались изнеженности и срамному пьянству. Патриарх Авраам говорил во время мучений, когда гнев Божий уже пришел, был уже при дверех (Мф.24:33), но решение суда еще не было дано и не передано мучителям. Возможно ли изменение закона после судебного решения? Не слышишь ли ты, как сам Авраам молил Бога, пока стоял в качестве судьи и говорил с Ним; но когда низвел число праведников до десяти и лишь сказал: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым» (Быт.18:23), то замолчал? Точно также должно говорить и там: после произнесения определения должно молчать, – теперь ты стараешься напрасно. Если ты не поспешал во время поспешения, то что пользы поспешать теперь? Сам Христос молит, и ты не внемлешь. И Павел также настойчиво говорит о молитве Христа: «как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Ты должен примириться, говорит, с Моим Сыном, который ни против кого не грешил, но даже понес грехи многих. Если ты примиришься с Ним, то примиришься и со Мною; а если не слушаешь Его молений, то напрасно будешь просить Меня о чем-либо.

Хотя ты не примиришься с Спасителем и Искупителем, однако Я жду и терплю, прошу и не желаю отступить и презреть молитву. Каким образом ты можешь просить Меня, когда Я подвергну тебя наказанию и казни? Ты просишь и умоляешь Меня теперь, но тебе должно было слушать и повиноваться тогда, когда Я звал тебя, и Я бы дал тебе прощение и милосердие, и примирился бы с тобою, а (теперь) ты примирение сделал своим обвинением.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся: Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу приити от земли издалеча, от края основания небесе, Господь и оружеборцы Его, растлити всю вселенную

Как бы уже раздавался крик Мидян и слышан был их воинственный голос, как бы кони ржали, одни преследовали, а другие обратились в бегство и всюду распространялся великий смешанный шум: глас, говорит, языков многих на горах, подобен языков многих. Это, говорит, не такой голос, который подобен голосу немногих, издающих крик, а напротив такой, который заставляет думать, что издает крик бесчисленное войско. При этом речь (пророка) показывает, что вместе с подчиненными поражены ужасом и военачальники; ибо утверждает, что это голос народов и царей. Итак, крик издавали составлявшие неисчислимый народ Вавилоняне и с ними знаменитейшие, смотревшие на взятый уже город, именно Персы и Мидяне, наругавшиеся над побежденными. Их-то, думаю, и называет оружеборцами (тяжеловооруженными) и народом, приходящим издалека, от края основания небесе, то есть из самых дальних пределов страны Мидийской и на самых внутренних местностей самой северной страны. Но поелику они совершили это нашествие по определению Божию; то он называет их оружеборцами Господа и говорит, что они приведены для опустошения всей вселенной. Впрочем, не всей вселенной, какая нам известна; ибо мы найдем, что этого и не сделано Киром и сопровождающими его войсками; а называет вселенной землю Халдейскую, как весьма сильную и безмерно пространную и как бы соперничествовавшую со вселенной по причине множества обитателей.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско

См. Толкование на Ис. 13:3

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Голос множества в горах, как бы от многолюдных народов: голос шума царей народов собравшихся вместе. Господ воинств отдал повеление боевому войску, пришедшим из земли отдаленной, от края неба. Господ и сосуды гнева Его, чтобы сокрушить всю землю

Изображается нашествие Мидян и Персов: что присоединивши к себе много вспомогательных войск и в предшествии воинству их Господа, они идут на опустошение Вавилона, чтобы сокрушить всю землю, — не в том смысле, что они опустошат весь мир, а всю землю Вавилона и Халдеев. Ибо такова особенность Священного Писания, что под всею землею оно означает землю той области, о которой идет речь, не понимая чего некоторые натягивают это в смысле разорения всех стран.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Голос множества на горах как бы от многолюдных народов, голос шума царей народов, собравшихся вместе. Это место понимается трояко. Во-первых, что по поднятии знамени на горе открытой, приходит множество народов и останавливается на горах, разделившись на две части, т.е. на народы и на царей, на учеников и учителей, о которых Спаситель в Евангелии говорил: мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небеснем (Мф. 8:11). Поэтому у них один голос и они говорят согласно между собою, подтверждая оное апостольское: да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждена в томже разумении и в тойже мысли (1 Кор. 1:10). Во вторых изображается гордость еретиков, которые думая, что они находятся на горах, восстают против разума Божия и говорят нечестивые речи против высокого и полагают на небо уста свои, еретиков, которые и сами имеют народы и царей, пожирающих обольщенный народ. Третье толкование таково: так как выше он сказал, что идут исполины, чтобы исполнить ярость Мою, радуясь вместе и укоряя (Ис. 13:3), то изображает высокомерие самых исполинов и их злое единодушие в наказании тех, которые были преданы им.

Господ воинств дал повеление боевому войску, идущим от земли отдаленной, от края неба: Господь и сосуды ярости Его, чтобы погубить всю землю. LXX: Господь воинств заповедал народу весьма воинственному, чтобы пришел от земли отдаленной от крайняго основания неба, Господь и воители Его, чтобы погубить всю вселенную. Слово основание должно быть спереди отмечено обелом. В книге Царей и Паралипоменон мы читаем (2 Цар. 24; 1 Пар. 21), что гнев Божий возгорелся над Израилем, когда Давид изчислил народ и оскорбил Господа. Также в Псалмах пишется: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2) и прочее тому подобное, вместо чего я читал в объяснениях некоего толковника (разумеются, толкования св. Василия Великого), что под гневом Божиим можно понимать противную силу, которой мы предаемся для наказания, о чем и в восьмом Псалме поется: еже разрушити врага и местника (Пс. 8:3). Воителями, приходящими от земли отдаленной и от края неба, могут быть признаваемы и служители Божии — ангелы, которые в кончину мира будут посланы собрать снопы плевел, и отделив их от пшеницы, приготовить для огня вечного (Мф. 13). Также вся земля погибнет, если разрушаются дела земные. Есть и другие воители Господа, вооруженные доспехами апостольскими, чтобы ежедневно в Церкви, которая разумеется под οικουμένη, то есть вселенною и населенною, губить и истреблять восстающих на разум Божий.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П.

Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско

Шум на горах. Так как пророк имеет в виду нашествие вражеских полчищ на Вавилон, то и под горами, вероятно, разумеет горы хребта Загра и северные отрасли гор Пушши, отделявшие Вавилон от Мидии и Персии.

Царств и народов. Известно, что царства Мидийское (ст. 17) и Персидское (ср. Ис. 21:2), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидском войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 13:1