Толкование на Ис. 14:16

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-17 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой

«Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею». Что ты говоришь? Почему плачешь и обвиняешь? Ведь это плач – обличение злых, указание, что Сам Бог обладает правом налагать наказание, тогда как (царь вавилонский) не освободил бывших в плену. Видишь ли, что человеческая жестокость была причиной правды Божией, которая обрушилась на него жестокой смертью?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Видевшии тя удивятся о тебе и рекут: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари

См. Толкование на Ис. 14:13

Прп. Ефрем Сирин

Вси видевшии тя удивятся… и рекут: сей человек раздражаяй землю, увлекавший в плен обитателей ее.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16-17 Те, которые увидят тебя, наклонятся к тебе и будут всматриваться в тебя, (подразумевается говоря): неужели это тот муж, который колебал землю, который потрясал царства, который сделал мир пустынею и разрушил города его, узникам его не отворял темницы

И это голос радующихся и дивящихся, каким образом опустошитель всего и сам подвергся опустошению. Словами же: узникам его не отворял темницы выражается сила жестокости и суровости, что и узников он держал в темнице и для несчастных недостаточно было одних уз, а их окружала еще и страшная тьма.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 16-17 Или как перевели LXX: не освобождал тех, которые уводились. Те, которые взором не глаз, а сердца увидят, что низпал с неба в ад Навуходоносор, царь Вавилонский, наклонятся в смирении, которое противуположно гордости, и будут всматриваться в него, говоря так: неужели это тот муж или тот человек, который колебал или приводил в движение землю? А смысл такой: сказавший: буду подобен Всевышнему и хваставшийся, что он есть Бог, оказывается человеком, о котором в девятом Псалме, написанном собственно против диавола, говорится: воскресни Господи, да не крепится человек (Пс. 9:20), и в Евангелии: „враг человек посеял плевелы “ (Мф. 13). Поэтому читаем сказанное к нему и его сообщникам: аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81:6-7). И к нему же под образом князя Тирскаго говорится: понеже вознесеся сердце твое, и рекл еси: аз есм Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем: ты же человек еси, а не Бог, и положил еси сердце твое яко сердце Божие (Иез. 28:2). Этот муж и этот человек поколебал всю землю, то есть тех, которые слышат вместе с Адамом: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19) и потряс царства или царей, сердце которых в руке Господа (Притч. 21:1). Потряс, говорит, но не разрушил. Поэтому и один из потрясенных, но не павший, говорил: мои же в мале не подвижастеся нозе (Пс. 72:2). И апостол говорит к верующим, чтобы они облеклись в оружие Божие и стали против козней диавольских (Еф. 6:11). Дом же, основанный на камне, не потрясается никакою бурею (Мф. 7:25). Затем следует: который сделал мир пустынею или, как все другие, кроме LXX, перевели по еврейскому: как бы пустынею. Ибо пороками и грехами он сделал мир, который по-еврейски называется thebel, пустынею, так что он не имеет никакой добродетели или работает тем же порокам, коими полна пустыня язычников. Разрушил он и города этого мира, так что из церквей Христовых сделал синагоги диавола и чистоту истинной веры осквернил еретическою нечистотою. Но и узникам его, то есть мира, не отворял темницы. Все мы были узниками и держались заключенными в темнице, которым, находившимся в узах, Спаситель сказал: изидите и бывшим во тьме: открыйтеся, ибо Господь освобождает заключенных в узы. Освобожденные Им, они выражают Ему благодарность говоря: «Ты разрешил узы мои» (Пс. 115:7). Ибо каждый вервиями грехов своих затягивается; каковые вервия и узы могут разрешить и апостолы, подражая своему Учителю, который сказал им: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18:18). Разрешают же их апостолы словом Божиим, свидетельствами Писаний и увещанием к добродетелям.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Иаков Афраат

Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства

См. Толкование на Ис. 14:13

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой

Видящие тебя, т. е. люди, пережившие царя вавилонского и имеющие возможность обсуждать положение вещей, создавшееся после гибели этого царя.

Всматриваются - ходят поглядеть на твой труп.

Вселенную - это гипербола, указывающая на высокое значение царя вавилонского в Азии и отчасти в Африке (Европа оставалась вне сферы его влияния).

Не отпускал домой. Персидские цари, как известно, разрешали пленникам возвращаться на родину, а вавилонский не хотел дать такого разрешения.

См. также Токование на Ис. 14:3