Толкование на Ис. 18:4

Свт. Иоанн Златоуст

Яко тако ми рече Господь: утверждение будет в моем граде, аки свет зноя полуденнаго и аки облак росный в день жатвы будет прежде жатвы

Пусть не называют этого сомнительным: как солнце бывает светлее в полдень, так и теперь; а потому не бойся. «Как облако росы во время жатвенного зноя». Как облака доставляют утешение разгоряченным от солнечного жара, потому что тенью уменьшают солнечный жар, и не только осеняют, но и охлаждают, так и спасение Божие придет им в утешение от угрожающего им зла.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Яко тако ми рече Господь: утверждение будет в моем граде, аки свет зноя полуденнаго и аки облак росный в день жатвы будет прежде жатвы

Слово истории известно. Однако мы бегло изложим его. Бог спас Иерусалим, когда осаждал его Рапсак и окружил бесчисленным множеством Ассириян. Однако Бог спас. Ибо вышел Ангел Господень, сказано, и уби от полка Ассирийского в одну нощь сто осмьдесят и пять тысящ (4 Цар. 19:35). Итак, будет, говорит, утверждение в моем граде; и что Я буду помощником для подвергающихся опасности, это так же ясно будет находящимся повсюду как ясен и весьма силен свет полуденный. Ибо когда солнце светит в полдень и сверху испускает на землю весьма сильные лучи, то все освещается самым обильным светом. Итак будет, говорит, для находящихся в опасности благодать и безопасность (утверждение), которая тогда будет дана Мною, аки облак росный во дни жатвы прежде жатвы. Что он хочет этим обозначить, о том я опять скажу. У жнущих есть обычай не прежде серпом жать колосья, как сошедшая роса сделает стебель более мягким для срезывания его. Поэтому предметом усиленного желания служит для них обстоятельство сие, то есть, ниспослание от Бога росы. Итак, превожделенно было для живущих в Иерусалиме это утверждение, как, без сомнения, и во дни жатвы роса, падающая пред жатвою.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо так говорит Господь ко мне: Я успокоюсь и буду смотреть с места Моего, как ясен полуденный свет и как туманы росы в день жатвы

Яко тако ми рече Господь: молчи и смотри, как за Иудеев отмщается погибелью народов. Аки свет зноя полуденнаго и аки облик росный в день жатвы, то есть в тот знойный день, когда погублены будут народы, Бог под тенью сокроет дом Иудин, и сохранит его невредимым.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо так говорит Господь ко мне: Я успокоюсь и буду смотреть с места Моего, как ясен полуденный свет и как туманы росы в день жатвы

Ибо так говорит Господь ко мне: Я успокоюсь и буду смотреть с места Моего. Что сказал Господь пророку? Следующее: пока не придет определенное Мною, Я буду покоиться в жилище Моем, — в храме, как думают Иудеи, на небесах, как думаем мы; и буду смотреть, говорит, какой придет конец всего.

Как ясен полуденный свет и как туманы росы в день жатвы. Как в течении целаго дня наиболее ясен полдень, когда солнце блестит по средине неба и равно освещает всю землю, и как в жару и палящий зной, когда обнаженный жатель изнемогает от жара и задыхается от тяжелой работы, прохлада росы особенно приятна, если утренняя влага делает засохшую солому удобною для срезывания: так и слово Мое, за которым Я буду наблюдать из жилища Моего, придет благодатным для всех верующих в Меня.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 4-7 Успокоивается и смотрит Бог на месте своем, или по Акиле, на тверди, то есть в Церкви, о которой апостол Павел говорит: столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Смотрит же Он на то, что происходит в Церкви; и как ясен полуденный свет, так Он освещает все, по оному, что иносказательно говорится в восемнадцатом Псалме о Солнце правды: и несть, иже укрыется теплоты его (Пс. 18:7). И как облако росы бывает весьма приятно во время жатвы и в знойное лето, так Господь, под охраною Коего все процветает, дает утешение обитающим в Церкви Его. И прежде нежели придет исполнение времен, так как мы теперь отчасти уразумеваем и отчасти пророчествуем (1 Кор. 13:8), найдутся многие совершенные, о которых апостол говорит: елицы совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3:15). Ветви же безполезные будут обрезаны ножами, по словам Спасителя в Евангелии: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю, и всяку, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет (Ин. 15:1-2). И что будет обрезано, то будет оставлено птицам горным и зверям земным, — птицам, которыми опустошается посеянное при дороге, и зверям, которым предается душа, не исповедующая Бога, так что кто будет Господом отсечен и отвергнут и отделен от тела Его, то есть от Церкви, тот как летом, так и зимою, то есть при счастии и несчастии, будет служить местопребыванием птиц и зверей. Но как безполезные и безплодные в Церкви отсекаются и удаляются, чтобы малая закваска не испортила всей массы: так наоборот может быть, что те, кои были прельщены еретическим заблуждением, и ниспровержены Господом и растерзаны, и были страшны по причине богохульства, и тщетно надеялись на обман, и попирались демонами и были рассеяны реками в разные стороны, — те, когда вспомнят о Боге своем и оставят наихудших учителей, то принесут дар Господу воинств, не где-либо, как на горе Сионе и на подзорной башне, что означает церковь. Мы говорим очень коротко, потому что обо многом уже сказали в книге исторического толкования.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ибо так Господь сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя

Господь открыл пророку, что до времени, Им определенного, Он не вступится в дела Ассура. Он даже, по-видимому, содействует тому, чтобы Ассур дошел до крайних пределов своего насильничества над другими государствами, подобно тому как солнечная теплота и роса содействуют дозреванию нивы.

Толковая Библия.