Толкование на Ис. 19:11

Свт. Иоанн Златоуст

Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: «я сын мудрецов, сын царей древних

«Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным». Что значит: «стал бессмысленным»? Значит: они не найдут никакого средства, чтобы облегчилось положение дела, как и в ином месте говорится: «и вся мудрость их исчезает» (Пс.106:27). Такова сила Господня, что Он наводит такие бедствия, которые могут или умалить, или уничтожить и мудрых, и сильных, и богатых, чтобы ясно было, что эти казни посланы от Бога. «Как скажете вы фараону: «я сын мудрецов, сын царей древних?»

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Амвросий Медиоланский

Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: «я сын мудрецов, сын царей древних

Итак, воскресив Сына Своего Единородного, Отец разрушил совет злословящих - поэтому и Исаия говорит: Совет духа вашего стал бессмысленным - и поношения, которые они направляли, словно посылая стрелы, все рассеял. Сокрушил могущество тех, которые полагались на свои силы, а не на Бога.

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

И юродиви будут князи Танесовы, мудрии царевы советницы, совет их объюродеет

Когда Египтянам угрожало неотвратимое бедствие, и стране их угрожало покорение, и, когда они уже готовы были, против своей воли, подклонить свою выю под ярмо чужестранцев: тогда тот, которому вверено начальство над ними, приведенный в немалое смятение и пораженный невыносимым ужасом, собрал так называемых мудрецов, то есть магов, и весьма тщательно выведывал, какой исход будут иметь для них совершившиеся (тогда) события и каким способом можно предотвратить опасный исход войны. Но они, говорит, до такой степени оказались неспособными сказать что-нибудь полезное или истинное, что обвинены были в крайней глупости. Ибо когда Бог хочет послать несчастие (на людей), тогда оказываются бесполезными мудрость и сила всякого человека. Ибо если ты затворишь от человека, кто отворит? – по написанному (Ис. 22:22). Итак, мудрецами Танесовыми, находящимися в нем, называет лжепророков и совершителей богослужения, отправлявшегося в капищах; совершенное ничтожество тех, которые гордились своим искусством волхвовать, изобличено было самыми событиями.

Ст. 11-12 Како речете царю: сынове смысленых мы, сынове царей древних; Где суть ныне мудрии твои, и да возвестят тебе и рекут: что совеща Господь Саваоф на Египет

Ради каких заслуг, говорит, вы будете поднимать голову? Какую помощь вы оказали стране Египтян, чтобы могли возбудить в них удивление к себе? или какие советы вы предложили, чтобы расположить к себе царя, говоря, что сынове смысленых мы, то есть пророков, мы волшебники и происходим от волшебников; они управляли почти всею страною и пользовались славною известностью у служителей идолов; всегда были руководителями правителей народа и находились в близком общении с ними, потому что они обыкновенно подавали советы относительно всех дел, согласно внушению им лжеименных богов. Коль скоро, говорит, вы оказались лжецами и ничего незнающими истины, – како речете царю: сынове смысленых мы, сынове царей древних? В сем изречении пророческое слово указывает нам на тех, которые кажутся мудрецами. Затем переходит к лицу того, кто призван управлять народом и говорит: где суть ныне мудрии твои и да возвестят тебе и рекут: что совеща Господь Саваоф на Египет? Ибо, говорит, если они не лжецы и обманщики и не льстецы и не привыкли говорить ложь, и если они говорят не от своего собственного сердца, а от уст Господа, то узнай от них о том, что угрожает Египтянам, что имеет очень скоро случится с ними, по определению Господа Саваофа. (Пророческое) же слово как бы смеется над теми, которые не знают Бога, но находятся в глубокой тьме вследствие своей привязанности к идолослужению. Итак, страшно и в особенности совершенно напрасно – доверять обманам ложных прорицателей. Ибо совершенно ничего не зная о будущем или о том, какие бедствия посылает Бог, ложное прорицание они делают предлогом к собиранию денег, и показывая вид, что боги внимают им, они высказывают только то, что согласно с их собственным желанием, и вводят в обман ум своих приверженцев. Ибо предвозвещают только то, чего кому-либо хочется, и говорит только о том, что, по их предположению, доставляет удовольствие их слушателям. Но божественный закон повелевает нам удаляться таких людей; ибо он гласит: аще внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе, да не навыкнеши творити по мерзостем языков тех: да не обрящется в тебе очищая сына своего и дщерь свою огнем, волхвуя волхвованием и чаруяй и птицеволшебствуяй, чародей обавая обаванием, утробоволхвуяй и знаменосмотритель, и вопрошаяй мертвых: есть бо мерзость Господеви Богу твоему всяк творяй сия (Втор. 18:9-12); к этому прибавляет и говорит: совершен да будеши пред Господом Богом твоим: язы́цы бо сии, ихже ты наследиши, сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой. Пророка от братии твоея восставит тебе Господь Бог твой, того послушайте (Втор. 18:13-16). Ибо совершенно не будет иметь любви к Богу и лишен будет украшений благочестия тот, кто обращает внимание на прорицания и предзнаменования, птицегадание и обманы волшебников; напротив истинно исполнен будет благой надежды тот, кто внимает евангельским изречениям и кто признает истину в том, что говорит Христос; ибо Он есть Господь пророков и податель всякого знания, хотя по человечеству и называется пророком.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11,13 И юродиви будут князи Танесовы, потому что истина сокрыта от них. Вознесошася князи Мемфитстии, и прельстят Египта по племеном. Здесь указывается, что у Египтян были и общие всем божества, и божества, чтимые частно: одним племенем или семейством.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-13 Глупы князья Цоанские; мудрые советники Фараона дали совет неразумный. Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних! Где теперь мудрецы твои! Пусть они возвестят тебе и покажут, что замыслил Господь воинств на Египет. Глупы стали князья Цоанские, увяли князья Мемфисские; они обманули Египет, угол народов его

Что Цоан был столицею Египта, показывает и Псалмопевец, говоря что там Моисей сотворил много чудес, которые описываются в Исходе: сотвори чудеса в земли Египетстей на поли Танеосе (Пс. 77:11). А что Мемфис был предан чародейству, то это и до настоящего времени показывают остатки прежнего заблуждения. Кратко изображается то, что с наступлением Вавилонского опустошения, все советы магов и хвалившихся знанием будущего окажутся неразумными, и что при пришествии Христовом все обратится в ничто, когда прорицатели Египта не найдут совета, как бы сокрушить учение Христианское. Это особенность Писаний, что угол они употребляют в смысле царской власти, так как она соединяет народы и составляет как бы самую крепкую основу целого дома. Поэтому и Христос, соединяющий стены двух народов, называется краеугольным камнем (Еф. 2). Слова же: как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних указывают, что Египтяне родоначальниками своими представляют героев и богов, Ороса, Изиду, Озириса и Тифона.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

См. также Толкование на Ис. 19:5

Лопухин А.П.

Так! обезумели князья Цоанские; совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным. Как скажете вы фараону: я сын мудрецов, сын царей древних

Цоан, по-егип. Таан, ныне Сан (по LXX Танис), расположен был на восточном берегу второго с востока рукава Нила. Он был столицей нижнего Египта в эпоху Гиксоа и оставался таковой же при Исаии (ср. 30:4). Египетские мудрецы в древности славились по всему миру, а мудрецы столичного города, конечно, должны были пользоваться особым почетом. Мудрость эта или разные тайные знания передавались обыкновенно в касте жрецов по наследству - от отцов детям.

Сын царей древних. - Цари в Египте избирались, главным образом, из касты жрецов, почему древние писатели иногда называют фараонов священниками.

Толковая Библия.