Толкование на Ис. 19:22

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-25 И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль

Населяя Иерусалим, они пребывали в бедствиях, а когда пришли в землю иноплеменных, получили благословение. Видишь ли, что Бог всегда ищет добродетели, а не места? Кто святее этого народа? Он впервые показал тебе, что можно угодить Богу и в чужой земле. А когда слышишь от Павла, что на всех местах воздеваются преподобные руки, то ты не смущайся и не думай, что он говорит что-либо против закона. Все, что было в Ветхом Завете, изъято: субботы упразднены, обрезание отнято, жертвы отвергнуты, храм бесполезен, государство потеряно, город разрушен. И вот, после этого, ты, с опущенной головой, придешь сюда и сядешь под бегущими тенями, которые не принесли никакой пользы отцам. Все иудейское изъято, только одно знание Бога без дел нисколько не помогло им. Видишь ли? Все это – тени и образы, ими Бог желал чего-то иного. Будем же делать угодное Богу и стремиться к спасению, и не будем домогаться чего-либо – иудейского ли, или христианского. Ничто столько не знатно, как добродетель и святая религия, которой желает Бог.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И поразит Господь Египтян язвою великою и исцелит их цельбою, и обратятся ко Господеви, и услышит их и исцелит их цельбою

Когда Бог посещает, то поражает тех, которые некогда поступали нечестиво и производит суд над теми, которые нагло поступали против Него. Но этим Он приносит великую пользу людям; ибо Он не побеждаемый гневом наносит удары, напротив обращает людей к лучшему: или приводит их от заблуждения к истине, или имеющих неудержимую склонность к совершению постыдного научает изменить свой образ жизни и скоро обратится к угождению Ему. Посему блаженные Пророки, понимая плодотворное действие наказаний Божиих, восклицали к Нему: накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости (Иер. 10:24). И опять: Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам (Ис. 26:16). И синагоге Иудейской Он некогда говорил: печалью и ударами Ты накажешь Иерусалим. Итак, наказывает Он тех, которых избирает и любит. Пророк говорит, что и Египтянам даровано будет тоже самое. Ибо поразит их Господь язвою великою, и исцелит их цельбою. Ибо хотя они и подчинены были, вероятно, римским военачальникам и по праву военному воины их овладели вселенной; но после того, как у них возвещена проповедь божественная, они освободились от вредных последствий своего заблуждения, перешли к небесному и божественному свету и, отвергнувши те прежние свои убеждения, наконец получили душевное здравие. И обратятся ко Господеви, и услышит их, то есть те, которые, некогда по причине многого нечестия своего, были в презрении у Бога, научатся наконец воздавать поклонение за то, чего они хотели бы получить, не отвратительным идолам, но возопиют к Нему, исцеляющему сокрушенных сердцем. И Бог готов будет немедленно услышать их, будет сострадателен и милосерд к ним. Итак, знание действительного и истинного Бога, Творца всяческих и Господа, есть источник всякого блага для всякого человека.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И поразит Господь Египет ударом и исцелит его; и они обратятся ко Господу, и Он умилосердится над ними и исцелит их

Ибо его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет. Гонение служит для верующих не к отступлению, а к укреплению и увенчанию.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Познав Господа, Египтяне почтут Его жертвами духовными и дарами, и будут давать обеты Господу и исполнят их, и скажут с Давидом: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19) и: воздеяние руку моею жертва вечерняя (Пс. 140:2), когда верующие в Назорея и сами будут назореями, не пьющими вина и сикера и уксуса, который был поднесен Господу, и всего того, что делается из винограда Содомского. И когда они исполнят обеты с Авелем и призрит их Бог, то возненавидит их старший брат Каин, то есть народ обрезания, и прольет кровь христианскую, которая будет вопиять к Господу (Быт. 4), и поэтому уйдет от лица Божия, говоря о Спасителе: распни, распни Его (Лк. 23:22) и: не имамы царя, токмо Кесаря (Ин. 19:15). Дает обет Господу и исполняет тот, кто свят телом и духом. Обет дал и Закхей, который обещал половину своего имения бедным (Лк. 19). Спрашивается: если Египтянам послан спаситель и заступник для освобождения их от стеснений, то каким образом теперь говорится: поразит Господ Египет ударом! Но мы должны обратить внимание на следующее затем: и изцелит его. Ибо кого Господь любит, того наказывает (Евр. 12:6). И сам Спаситель в шестьдесят осьмом Псалме говорит к Отцу: зане его же Ты поразил еси, тии погнаша и к болезни язв Моих приложиша (Пс. 68:27). Итак если Он собственного Сына не пощадил, но предал Его за нас, чтобы язвою и ранами Его мы изцелились (Рим. 8); то Господь предал и мучеников страданию, но опять исцелит их при воскресении, чтобы ранами их укреплялась вера верующих. Поэтому и к Иову говорится: неужели ты думаешь, что я говорил тебе не для того, чтобы ты оказался праведным. Ибо сам Он посылает страдание и возвращает прежнее благосостояние, и посещает рабов своих жезлом, чтобы не отнять от них своего милосердия. Поэтому дочери и невестки, много согрешавшия и разлагавшия ноги свои всякому проходящему, не посещаются и не наказываются, по словам Господа: не приспещу на дщери вашя, егда соблудят, и на невесты вашя, егда возлюбодеют (Ос. 4:14). Итак Господь поражает Египтян не огнем, не мечем, а жезлом. Ибо есть ли какой либо сын, котораго не научал бы отец? И это для того, чтобы после изцеления обратились к Господу, и чтобы Он умилосердился над ними и снова изцелил их. Ибо всегда мы нуждаемся в милосердии Божием и нет конца Его милости.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лактанций

И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их

См. Толкование на Ис. 19:20

Лопухин А.П.

И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их

См. Толкование на Ис. 19:21