Толкование на Ис. 21:7

Свт. Кирилл Александрийский

И узрех всадники конныя два, всадника на осляти и всадника на вельблюде

См. Толкование на Ис. 21:6

Ст. 7–8 Послушай слушанием многим и призови Урию на стражбу Господню

Пророк возвестил, что он видел два (конных) всадника, одного на верблюде, другого – на осле. Мы уже прежде сказали, кто были они. А как скоро он увидел это, он получает повеление открыть то, что будет следствием этого нападения, и ведет рассказ о страшном бедствии Халдеев. Это поистине заслуживает великого внимания. Случившееся с Вавилоном ужасно и выше всякого описания, и дошло до крайнего предела бедствий. Ибо Кир взял самый Вавилон и обратил его в совершенную пустыню и избил тех, которые в нем находились и которые скрывались в пещерах и надеялись, что они останутся совершенно сокрытыми. Посему Бог всяческих говорит ему: и дам ти сокровища тайная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Ис. 45:3). И вводится в речь Иерусалим, как бы говорящий Вавилону: не радуйся о мне, враждебница моя, яко падох, и востану: зане аще сяду во тме. Господь осветит мя. Гнев Господень стерплю, яко согреших ему. Дóндеже оправдит прю мою и сотворит суд мой: и изведет мя на свет, и узрю правду его. И узрит враждебница моя, и облечется в студ глаголющая ко мне: где есть Господь Бог твой? Очи мои воззрят на ню, ныне будет в попрание аки кал на путех. День глаждения плинфа: изглаждение твое день оный (Мих. 7:8-11), очевидно тот день, в который (Вавилон) был опустошен и, как я сказал, обращен в пустыню Персами, Мидянами и Еламитянами. Итак, говорит, послушай слушанием многим, то есть длинную и страшную повесть о твоем пленении. И призови Урию на стражбу Господню. Урия, говорят, был один из известнейших священнослужителей по закону. Итак, говорит, возьми Урию во свидетели открываемого тебе созерцания или видения, и пусть узнает он от тебя будущее. Ибо когда не внимающие предречениям пророков говорили: говорите нам, возвещайте нам иное заблуждение; то Бог всяческих весьма предусмотрительно делал самых почтенных между Иудеями свидетелями того, что по временам открываемо было, как в пророческом видении, имеющим духа пророчества, дабы в том случае, если бы Иудеи не захотели поверить их словам, оказали бы доверие, по крайней мере, тем, которые у них по закону обличены саном священства.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И он увидел колесницу с двумя всадниками, сидящего на осле и сидящего на верблюде. И смотрел он прилежно, с большим вниманием

И узрех всадники конныя два, всадника на ослята и всадника на велблюде. Всадник на осле - это царь Мидийский, а всадник на верблюде - это царь Еламитский. Этим показывается, что Бог посредством народов незнатных и несильных истребит царство великое и могущественное. И услыша слушанием многим, то есть услышал молву об идущих на Вавилон войсках. Или этими словами пророк призывает все народы, враждебные Вавилонянам, посмотреть и порадоваться тому наказанию, какое постигло Вавилонян за все бедствия, претерпенные народами от сих врагов.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И он увидел колесницу с двумя всадниками, сидящего на осле и сидящего на верблюде. И смотрел он прилежно, с большим вниманием

См. Толкование на Ис. 21:6

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 21:6

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Блж. Петр Хрисолог

Ст. 7-9 И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием, - и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи: и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые

И начал их посылать по два (Мк. 6:7). По двое посылал, чтобы, оставшись в одиночестве, не отрекались, как Петр, и не бежали, как Иоанн. Быстро рушится хрупкость человеческая, которая, горделиво опираясь на себя самое, презирает другого, не желает иметь товарища, как говорит Писание: Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его (Еккл. 4:10). Но насколько укрепляется один от помощи другого, свидетельствует то же Писание, когда говорится: Брат, которому брат оказал помощь, подобен укрепленному городу (Притч. 18:20).

И начал их посылать по два… Как призвание двух показывается через двух посланников и наглядным делает призвание народов, говорит апостол: Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников (Рим. 3:29). И исполняется пророчество Исаии, который свидетельствует, что видел попарно едущих всадников… после чего возгласил, что пал Вавилон и все идолы. Кто сомневается, братья, что на этой двуупряжной колеснице Христос совершает спасительное нашествие, поскольку видит, что разрушился храм по апостольскому провозвестию, идолы обветшали, мычание животных прекратилось и жертвы, сами алтари с дымом курений уже целиком навеки исчезли?

Проповеди.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием, - и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи

Condamin начало этого стиха переводит так: «если он увидит…», а конец - так: «то пусть всматривается внимательно, очень внимательно и пусть кричат: «Я вижу!» Вместо последнего выражения в русском переводе, как и во многих других, стоит выражение: «как лев». Первый перевод представляется более естественным, чем второй, - да, кроме того, выражение areeh легко могло быть изменено мазоретами в выражение ariih (лев): нужно было только букву алеф заменить буквою иод.

На страже стоял я. Это слова самого пророка, которые ясно показывают, что и раньше под стражем он разумел себя.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 21:1