Толкование на Ис. 21:11

Свт. Григорий Великий

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Сторож ведь приходит из ночи, потому что и Защитник рода человеческого, став заметным, во плоти явился, и, однако, Иудея, задавленная мраком своего неверия, вовсе Его не признала. Поэтому голосом стража верно добавляется: Приближается утро, но еще ночь, потому что через Его присутствие воссиял новый свет миру, и, однако, в сердце неверных осталась древняя слепота. Верно же говорится: И в полдень ходят ощупью, как ночью (Иов. 5:14). Конечно, мы ищем ощупью, потому что не видим глазами. Иудеи же видели открытые им чудеса, но искали Его до сих пор как будто ощупью, когда говорили: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (см. Ин. 10:24). Вот свет чудес перед глазами был, и, однако, прегрешая во мраке своего сердца, до сих пор ищут, идя ощупью.

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

Ко мне зови от Сиира

Это голос всемогущего Бога, говорящего пророку, что как только война разразится над страною Идумеев – все жители ее обратятся в бегство. Сиир есть огромная гора Идумеи, на которой, говорят, был знаменитый у них город. Так как обитатели горы Сиира, или Идумеи как бы намереваются, но не обратились еще в бегство, то говорит: ко мне зови от Сиира, то есть пусть идут оттуда бегущие в Идумею. Ибо как они издевались над бегущими к ним Израильтянами, так говорит, и они будут предметом посмеяния и получат равное возмездию, когда будут побеждены рукою Вавилонян.

Ст. 11-12 Стрегите забрала. Стрегу заутра и нощию

Это слова, обращенные как бы к Идумеям; потому что Бог как бы укоряет их за то, что они употребляют напрасные усилия, чтоб избавиться от врагов и нисколько не ищут у него спасения и защиты. Ибо когда угрожало им нападение Ассириян, они, затворивши входы в города, стерегли укрепления; но это было совершенно бесполезно для них. Ибо у них взяты были города, и совершенно никто не спасся. Посему слово Божие к ним было приспособлено к их обычаю: подлинно, говорит, замышляйте правильное и приличное, стерегите укрепления; потом как бы от них получает ответ: стрегу за утра и нощию. Но аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1); напротив надобно было искать помощи свыше и от Бога, а не полагаться на камни; ибо, говорят, стены их городов были так разрушены, что не оказалось лежащего камня на камне.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?

Видение на Идумею, то есть на Идумейский город, бывший на горе Сеир. Воззва ко мне от Сиира (Сеара): страж, что в ночи, то есть от Сеира воззвал ко мне Бог, хранящий Израильтян, бывших в рабстве в Идумее.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-12 Бремя Думы, Кричит мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? И сказал сторож: приближается утро, но еще ночь; если спрашиваете, то спрашивайте, обратитесь, приходите

Вместо Думы LXX ставят Идумею. Дума же есть не вся область Идумея, а некоторая часть ее, лежащая к югу, и от Палестинского города, называемого ныне Елевферополем, она отстоит на двадцать тысяч (шагов); около этого города находятся горы Сеир, получившие имя от основателя его, ибо Сеир значит косматый и мохнатый, каким был Исав. Об этом народе подробнее мы говорили в книге пророка Авдия, где необходимо было раскрыть древнюю историю и представить в свидетельство такие же видения Иезекииля и Иеремии и в особенности пророчество против горы Сеир (Иез. 25 и Иез. 35; Иер. 49), и оное из Псалмов: на Идумею простру сапог Мой и в другом месте: селения Идумеска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалию (Пс. 59:10; Пс. 82:7-8). И Амос говорит: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем,— «и оскорбил милосердие свое» (Ам. 1:11), или, как перевел Симмах, внутренности свои, — что осмелился воевать и враждебно действовать против родственных народов. Область же Исава была в стране Думе, т.е. в горах Сеир. Думаем, что, сообразно с контекстом прежних видений, область эта, как главная, была завоевана Ассириянами, или Навуходоносором, и что она, помня свое первоначальное происхождение, что она получила начало от рода Авраама и Исаака, просила помощи Божией и вынужденная тяжкими обстоятельствами умоляла о милости Божией. Итак теперь Господь повествует: тот кто находится в осаде в Сеире и окружен неприятелями, просит Моей помощи и говорит: о страж Израиля, Ты, Который охраняешь народ Твой постоянною стражею и как бы бодрствуешь ночью когда спят они, чтобы не ворвался враг, — от чего и нас происходящих от его семени Ты не защищаешь? Я, охранитель и страж, о котором написано: не воздремлет ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4), отвечаю им: приближается утро для народа Моего, а для народа Идумейского —ночь; им Я дам свет, а вас оставлю во тьме. Или так: по прошествии ночи появляется свет. Если вы взываете о помощи Моей и происходите от племени раба Моего Авраама, то не в трудных обстоятельствах только прибегайте ко Мне, а обратитесь ко Мне всею душою; придите и Я прииму кающихся. Это пусть будет высказано в смысле историческом. Между прочим, некоторые из Евреев, вследствие сходства букв, так как реш и далет не многим отличаются между собою, вместо Duma читают Roma и хотят пророчество это направлять против Римской Империи в том ложном убеждении, по которому думают, что под именем Идумеи всегда обозначаются Римляне. Дума же значит молчание.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 11-12 LXX: Видение на Идумею. Кричит мне из Сеира: стерегите укрепления; я стерегу утром и ночью; если ищешь, ищи и обитай у меня. Еврейское слово elai, которое все перевели у меня, если хочешь читать eli, то оно значит Бог мой или сильный мой. А поставленное нами кричит или зовет, то есть καλει, вследствие неопределенности в еврейском и греческом языке, может быть выражено чрез кричи или зови, и имеет такой смысл: Бог, который служит стражем моим, зовет меня днем и ночью к покаянию, чтобы оставив Сеир, что значит косматый и волосатый, я обитал у Него. Дума значит или подобие или молчание. Идумея же значит земная. Итак Господь говорит к сонму апостольскому и заповедует ему: ко Мне зови тех, которые из Сеира, чтобы Мне служило множество язычников, которые подобно Исаву не имеют ничего мягкого, гладкого и чистого, но которые грубы, дики, непреклонны. И вы, апостолы, призвавши ко Мне народы из Сеира, стерегите укрепления Церкви, чтобы не вторгся легко враг, чтобы лев, который, рыкая ходит ища входа, чрез который можно было бы проникнуть не растерзал и не погубил стада, находящегося в ограде Церкви. Народ же, находящийся в Церкви, отвечает: не только в счастии, но и в несчастии, то есть и днем и ночью я буду сохранять заповеди Твои, Боже. Бог говорит ему: если ты действительно ищешь Меня, то делом покажи, что ищешь Меня, и не достаточно для тебя однажды найти, но нашедши Меня, ищи постоянно, и чтобы лучше удержать, позабудь о народе своем, и доме отца своего, и оставив заблуждение язычников, оставайся у Меня в Церкви. Это мы сказали по переводу LXX, которые в надписании ставят видение на Идумею, то есть на земную, чтобы показать, что призываются те, кои прежде служили земным делам. Затем согласно с Акилою, который поставил Дума, то есть молчание или подобие, мы можем это так понимать, что подобно народу Израильскому призываются народы языческие, и где прежде было молчание закона Божия, там раздаются возгласы исповедания; и дикая маслина превратится в добрую. И в евангельской притче читаем о рабах, посланных звать добрых и злых, чтобы кем либо наполнить пиршество домовладыки, так как первые не хотели прийти (Мф. 12). Может и церковь сказать, что Господь взывает к ней от Сеира, т.е. от земных мест и призывает ее ко спасению, и она говорит Самому Господу: о страж, зачем ты, восстав от ночи, ходишь во тьме? зачем, будучи без греха, находишься в плоти грешной? ради чего благоволил Ты принять тело человеческое?

Страж, т.е. Самарянин, в Евангелии отнесший на раменах своих израненного в гостинницу (Лк. 9), отвечает: приближается утро, но еще ночь. И смысл такой: для множества из язычников взошло солнце правды, а для Иудеев наступила тьма, — по оному написанному: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят и видящии слепи будут (Ин. 9:39). И сам Страж, сказавший: приближается утро, но еще ночь говорит ко множеству из язычников: если Меня ищете, то ищите наитщательнее; обратитесь ко Мне сыны обращающиеся и Я исцелю сокрушения ваши, и придите ко Мне. Места эти трудны, и так как они весьма не ясны в смысле историческом, то мы вынуждены следовать различным мнениям по толкованию иносказательному.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Едому пророк возвещает, что для него еще долго не засияет заря освобождения от тяжелого иноземного - вероятно, ассирийского ига,

Дума - сокращенное название Идумеи. Это имя страна, лежавшая к югу от Мертвого моря, получила от Едома (прозвище Исава), но может быть и красноватый оттенок почвы этой страны дал повод к наименованию этой местности Идумеей (Едом с евр. значит: красный). На юге Идумея простиралась до Елафа, лежавшего на северной оконечности Елафского залива и служившего гаванью для идумейских кораблей. Древней столицей Идумеев был г. Боцра, но главною крепостью страны была Села, более известная под греческим названием Петры. Жители этой страны издревле были враждебны иудеям, но Саул, Давид и Соломон смирили их и заняли часть их владений. С ослаблением Израильского царства идумеи не только воротили взятые у них евреями города, но и стали делать набеги на южную Палестину.

Первоначально идумеи управлялись шейхами, но, начав воевать с хорреями, которые были древнейшими обитателями Идумеи, идумеи стали избирать себе царей, хотя князья отдельных племен продолжали и при царях сохранять свою власть (см. Исх. 15:15). По религии, идумеи были идолопоклонники, как это видно из того, что царь Амасия, завоевав Идумею, принес в Иудею «богов сынов Сеира» (2 Пар. 25:14-15, 20). Жилища свои идумеи устраивали, главным образом, в пещерах и гротах, высеченных в мягком горном песчанике.

Заметить нужно, что употребленное у Исаии выражение Дума - по-евр. doumah - означает собственно: молчание. Нет ли у пророка в этом некоторого намека на то, что эта Идумея, прежде столь густо заселенная и оживленная, со временем сделается страной молчания? Тогда бы это было параллельно выражению: «страна смертной тени», употребленному пророком о Галилее (Ис. 9:2).

С Сеира. - Это другое обозначение той же Идумеи, происшедшее, вероятно, от имени хоррея Сеира, потомками которого впервые были заняты идумейские горы, позднее заселенные потомством Исава, (см. Толк. Библия т. 1-й). Эти горы, тянущиеся до самого Эланитского залива от Мертвого моря, главным образом состоят из слоев порфира, а иногда имеют известковую консистенцию. Среди этих гор встречается немало плодородных долин, где растут пшеница и виноград, а также разные цветы и фруктовые деревья. Только западные склоны горы представляют собою страшно пустынное место, лишенное всякой растительности. Горами Сеировыми, вероятнее всего, в древности называлась собственно восточная часть означенной горной цепи.

Сколько ночи - т. е. который час ночи? Долго ли еще протянется ночь? Несомненно, что жители Сеира этим спрашивали о близости своего освобождения от тяжелого ассирийского ига. В самом деле, в числе царей, целовавших ноги Сеннахирима, царя ассирийского, во время его похода на Палестину, летописи Сеннахирима упоминают и царя едомского. Последующие ассирийские цари как могущественные монархи также, конечно, не выпускали из повиновения царей едомских.

Толковая Библия.