Толкование на Ис. 22:3

Свт. Кирилл Александрийский

Вси князи твои побегоша, и плененнии жестоце суть связани, и крепцыи в тебе далече отбежаша

Народ Иудейский, как я сказал, надеялся спастись, оставив Спасителя всех Бога и уповая на помощь человеческую. Но когда пришли враги, когда страх бедствий дошел до высшей степени и когда увидели, что полки Ассириян уже окружили страну, или святой город, тогда те, которые стояли во главе народа и пользовались у него высшими почестями, бросились спасаться как будто с утопающего корабля, и как бы говоря возлагавшим на них свои надежды: «будьте здоровы (счастливо оставаться)». Итак, говорит, убежали все, которые некогда обещали Спасти тебя и воображали, что они обладают неодолимым могуществом; но иные из них плененнии жестоце суть связани: ибо взят был Седекия вместе с детьми своими, которых Вавилоняне умертвили, тогда как его (самого), выколов ему глаза, увели в свою землю. Итак, суетно есть спасение человеческо, по написанному (Пс. 59:13), но надобно единому Богу прилеплятися, взывая оными мудрыми словами: не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене (Пс. 43:7), ибо только Господь сил спасает любящих Его и избавляет от всякого зла, так что они радуясь говорят: спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси (43:8).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали

См. Толкование на Ис. 22:2

Блж. Иероним Стридонский

все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали

Все вожди твои бежали вместе и тяжко связаны. В этом месте мы следовали переводу LXX, так как он по смыслу немного отличается от Еврейскаго. Впрочем при переводе с еврейскаго слово в слово, у них читается так: все вельможи твои переселились, вместе связаны от лука, каковому изданию следовали и другие переводчики. Ибо все вожди еретиков переселились в синагогу сатаны из Церкви Христовой и перешли вместе, при разногласии в лжеверии быв согласны в переходе, — и связаны от лука, о котором в псалме написано: се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле состреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10:2) и бросать разженныe стрелы диавола, которые вместе и ранят и связывают. И потому они тяжко связаны, так как заткнули уши свои, как глухие и зажимающие уши аспиды, чтобы не слышать голосов заклинателей и мудро чарующего увещателя. Поэтому и апостол Павел повелевает еретика после перваго увещания предоставлять его развращению, так как он развратился и осужден собственным судом. Ибо от нас изыдоша, но не быша от нас: ащебы от нас были, пребыли бы убо быша с нами (1 Ин. 2:19). Князь этих бежавших вождей есть тот, кого тот же Исаия называет драконом убегающим, змеем великим, который, бросивши в уши обольщенных смертоносныя слова, тяжко связывает их и не позволяет выйти из сетей своих, вырвавшись из коих святый радовался во Псалме: душа моя яко птица избавися от сети ловящих (Пс. 123:7) и в другом месте, радуясь этому избавлению, говорит: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на него, Яко той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна (Пс. 90:2-3), или бурного, что собственно обозначает учение еретиков.

Все найденные у тебя равным образом связаны, как ни далеко убежали. LXX: И храбрые у тебя далеко убежали. Еще слово пророка на долину Сионскую, жители коей взошли на кровли тщетные, кричали в смятении и ранены без сражения, вожди коей все обратились в бегство и тяжко связаны, и храбрые бывшие между ними очень далеко убежали. Ибо чем кто умнее в еретическом лжеучении, тем дальше тот отступает от Господа. А касательно сказанного по Еврейскому тексту: все найденные у тебя, мы должны заметить что и еретики говорят, что они находят тех, коих они обольстили, но их обретение есть погибель. Они связываются равным образом и далеко убегают. Мне не нравится толкование, что по различию ересей бывают различны и расстоянии бежавших, когда священное Писание говорит, что все найденные еретиками равно связаны и убежали очень далеко по слову Господа: иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Лк. 11:23). Поэтому и о Моисее говорится, что он один приступал к Богу, а другие не приступали. Ибо для святых своих Бог есть Бог приближающийся, а не Бог издалече, говорит Господь (Исх. 24).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.


См. Толкование на Ис. 22:2

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

Лопухин А.П.

все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали

См. Толкование на Ис. 22:2