Толкование на Ис. 22:5

Свт. Кирилл Александрийский

яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони

См. Толкование на Ис. 22:4

Скитаются, от мала даже до велика скитаются по горам

Подивись осмотрительности того, кто исполнен Духа. поелику он сказал, что от Господа Саваофа будут посланы смятение и погибель и день попрания, но дабы кто-нибудь не подумал, что божественный гнев постиг их напрасно, он тотчас уничтожает легкомысленное предположение тех, которые могли бы когда-нибудь дойти до такой глупости, и присовокупляет оправдание, дабы Творец всяческих явился праведным судиею: скитаются, говорит, от мала даже до велика скитаются по горам. А что это значит,– ты узнаешь из самых речей Божиих. Ибо негде Он сказал блаженному пророку Иеремии: видел ли еси, яже сотвори ми дом Израилев, поидоша на всяку гору высоку и под всяко древо листвяно, и соблудиша тамо (Иер. 8:6). Расположившись на высоких горах, они устрояли жертвенники и капища и потом, сделав угодного им идола, приносили ему жертвы и, совсем пренебрегши благоговением к Богу, древу рекоша, яко отец мои еси ты, и камени: ты мя родил еси (Иер. 2:27). Но может быть только немногие страдали этим недугом? Отнюдь нет, говорит; потому что всем родом и всем домом заблуждались, малые и большие. Поэтому-то и сказал опять блаженному пророку Иеремии: ты не молися о людех сих… и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя (Иер. 7:16-18). Итак, они наказаны праведным судом. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам своих рук, они навлекли на свои головы последствия гнева божественного: не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному (Притч. 1:17), и Бог подвергает наказанию того, кто бесчестит Его славу и при развращенности мыслей наклонен ко всему позорному.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы

Озирает стены Ассирийское войско. Вопиет на горах Езекия и народ.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 Ибо день погибели и попрания и рыданий Господу Богу воинств в долине видения. Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену

Сообразно с трояким пониманием представляет причину, почему сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать (Ис. 22:4) — потому что попран Сион и некогда бывший горою видений, теперь стал юдолию плача.

Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену. Описывается войско вавилонское, вступающее в город, захватывающее храм и гордо выступающее на четырехконных колесницах по улицам. И в еврейском прекрасно изображается, что щит, обыкновенно другое покрывающий, обнажил позолоченные карнизы и покрытыя мраморною инкрустациею стены; превосходный смысл этого тот, что щит не покрыл кого либо, а обнажил, так как силою солдат все богатства были вырыты. Если же указываются участвующими в сражении жители Ассирийскаго города Елама, то этого нельзя относить ко временам Римскаго разрушения, если только мы не будем все это объяснять аллегорически.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 22:4

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы

См. Толкование на Ис. 22:4