Толкование на Ис. 23:14

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 14-15 Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена. И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице

Рыдайте, - говорит, повторяя вновь, - корабли карфагенские, ибо твердыня ваша разорена. И будет в тот день, оставят Тир. И ниже: По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице. Смотри, какими выражениями пользуется пророк и не избегает подобных низких слов. Мы порой избегаем их, но не потому, что наш язык целомудреннее, чем у пророков, но потому, что наше влияние меньше. Ведь в выражениях подобных речей заключается большая сила, такая, чтобы те, которые не стыдятся прегрешений, устыдились хотя бы их названий. С Тиром, - говорит, - будет то же, что поют о блуднице. Смотрите, чтобы никто не сказал о вас, увидев, что водятся такие хороводы и поются постыдные слова: Вот, с Тиром случилось то же, что поют о блуднице.

О Гелии и посте.


Евреи полагают, что слово Фарсис означает вообще море, как в следующих словах: Восточным ветром Ты сокрушил фарсийские корабли (Пс. 47:8), то есть морские; и у Исаии: Рыдайте, корабли Фарсиса… Таким образом, пророк Иона не желал бежать в определенное место, но, отправляясь по морю, спешил удалиться куда бы ни было, и человеку, убегающему и испытывающему страх, более свойственно воспользоваться первым случаем для отплытия на корабле, нежели выбирать место для безопасного убежища. Мы можем также сказать, что он полагал, что только ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (Пс. 75:2), но, испытав действие Его на водах, он сознается и говорит: Я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Ион. 1:9). Но если Он сотворил море и сушу, то почему ты полагаешь, что, оставив сушу, можешь на море спастись от сотворившего море? В то же время через спасение и обращение корабельщиков ему дается знать, что также и многочисленное население Ниневии может спастись через подобное исповедание.

Относительно же Господа и Спасителя нашего мы можем сказать, что Он оставил дом и отечество Свое, и, приняв плоть, как бы бежал с неба и прибыл в Фарсис, то есть в море века сего, сообразно с тем, что в другом месте говорится: Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103:25-26).

Комментарии на малых пророков.

Свт. Кирилл Александрийский

Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе твердыня ваша

Песнь и плач, находящиеся в начале видения, помещены и в средине. Пророческое слово некоторым образом утверждает, что эти речи в особенности прилично всем говорить о Тире. Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе твердыня ваша, то есть Тир, и причина этого ясно указана в предшествующем.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена

См. Толкование на Ис. 23:13

Блж. Иероним Стридонский

Вопите, корабли моря, ибо твердыня ваша раззорена

Кораблям Карфагена, т.е. Фарсиса, повелевается вопить, не потому, что погибли они и не придут, как было сказано выше, а потому, что погибла твердыня их. Ибо Фарсис по иному переводу на нашем языке значит конец шести или радости. Читаем, что в шесть дней сотворен мир сей, который по учению церкви впоследствии погибнет. Итак все блага мира сего и весь труд смертных сравнивается с неверным плаванием кораблей,—что они скоро погибнут и уничтожится вся твердыня пловцов. Поэтому и у Соломона написано: во грады крепки вниде премудрый и разругай утверждения их (Притч. 21: 22). Ибо все, что устрояется искусством еретиков, светской мудрости и превратных учений, муж церковный разрушает и показывает, что все это должно быть покорено под ноги его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.


См. Толкование на Ис. 23:13

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

Лопухин А.П.

Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена

См. Толкование на Ис. 23:13