Толкование на Ис. 24:2

Свт. Григорий Богослов

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

И не мирянин только поступает так, а священник иначе. Напротив того, мне кажется, что ныне явно исполняется изреченное древле в проклятии: И что будет с народом, то и со священником (Ос. 4:9; Ис. 24:2). Не один простой народ таков, а сильные, как говорится, в народе и начальники - другие. Напротив того, они-то и ведут открытую войну со священниками, в качестве предлога к убеждению обращая благочестие. С кем бывает это, поскольку он стоит за веру, за самые высокие и первые истины, того не порицаю и, если сказать правду, того хвалю и сорадуюсь с ним.

Слово в оправдание.

Свт. Григорий Двоеслов

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

Стражами поставленные в виноградниках, мы свой виноградник охраняем в наименьшей степени, потому что в то время как мы запутываемся в чужих делах, мы пренебрегаем служением нашему делу. Я полагаю, братья любезнейшие, Бог терпит не больше ущерба от других, чем от священников, когда видит, что те, кого Он поставил для исправления других, дают собой примеры порочности, когда грешим мы сами, - те, кто должен был обуздывать грехи. Часто, что тяжелее, священники, которые должны были отдать собственное имущество, расхищают чужое. Часто, если они видят тех, кто смиренно, умеренно живет, высмеивают их.

Итак, задумайтесь, что происходит со стадами, когда пастухи становятся волками. Ведь охрану стада берут на себя те, кто не боятся подстерегать божественное стадо; те, от которых должны были охранять стадо Бога.

Мы не ищем никакой пользы для души, ежедневно предаемся своим страстям, желаем земного, мы стремимся поймать, напрягая разум, человеческую славу. И так как благодаря тому самому, чем мы вознесены над остальными, мы имеем гораздо большую свободу делать то, что следует; мы обращаем служение полученного благословения для демонстрации суетности; мы оставляем дело Бога, предаемся земным делам, мы получаем звание святейшества и запутываемся в земных делах. Исполнилось в нас действительно то, что написано: И что будет с народом, то и со священником.

Сорок гомилий на Евангелия.


Очевидно, что в справедливом гневе воздаяния Господь угрожает через пророка, говоря: И что будет с народом, то и со священником. Конечно, священник как народ, если он, исполняя священную обязанность, совершает то, что подлинно делают те, которые до сих пор находятся под осуждением за плотские влечения.

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 2-3 И будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа: будет купуяй яко продаяй, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки емуже есть должен. Тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля: уста бо Господня глаголаша сия

Когда царствует мир, тогда города и страны в силу совершенной как бы необходимости управляются подобающими законами, божескими и человеческими, и соблюдаются (в них) степени достоинств и преимуществ, и предоставляется (в них) богатыми, увеличивать свое богатство, а свободным пользоваться своею свободою. Когда же вторгаются вражеские войска и город или страна делается жертвою варварской жестокости; тогда наступает замешательство в делах и не бывает никакого порядка. Ибо тщетна (не имеет значения) честь священников, в одинаковом положении (находятся) слуга и господин, служанка и госпожа, покупатель и продавец, дающий и получающий взаймы, должник и заимодавец, – сими словами обозначается вообще богатый и бедный. Ибо всех одинаково постигает тление и расхищение, то есть, грабительство и хищничество. Истину этого подтверждает пророк, присовокупляя следующие слова: уста бо Господня глаголаша сия. А кто дерзнет сказать, что на престоле Божественном суд не бывает нелицеприятным? Ибо преимущества высокого положения не спасут никого, кто не имеет благих плодов сообразной с законом жизни, и богатство не принесет никакой пользы имеющим его: но все мы в равном и одинаковом положении предстанем пред Судиею, малый и великий, богатый и бедный, поелику несть на лица зрения у Бога (Рим. 2:11). Об этом написано и в книге Иова: мал и велик тамо есть, и раб не бояйся господина своего (Иов. 3:19).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

И будут людие аки жрец, то есть во время пленения, потому что в плен отведены будут и знатные, и простолюдины, и сильные, и немощные. И раб аки господин, ибо при переселении Израильтян будут переселяться без различия люди всякого звания.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

См. Толкование на Ис. 24:1

Лопухин А.П.

И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост

Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 24:1