Толкование на Ис. 24:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст 14-15 Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева

Итак, морскою водою называет множество народов, а может быть - острова и города. Возвысят голос свой, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева Божественного, слава же Христа, говорит, будет некоторым образом во всех них, и познают, что по Божественному мановению они опустошены и погибли и преданы в запустенье за то, что немало оскорбляли Всемогущего своим нечестием, и совершенно отвергнут они своих богов, нисколько не помогающих им. А это было не что иное, как вознести славу Господа на великую высоту. Очевидно, что последняя цель пророческих предречений - привести к таинству Христа и сделать напоминание о будущем спасении через Него… А когда из конца в конец поднебесной распространилось слово святых апостолов, удаляющее народы от многобожного заблуждения и приводящее к благодати Христовой, тогда, говорит, громко будут восклицать с моря, то есть люди, населяющие всю подсолнечную.

Комментарий на пророка Исаию.

Оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею

Говоря, что будет строгое разыскивание тех, которые виновны во грехах, так что никому из них нельзя будет сокрыться, он не дозволяет предаваться страхам относительно сего благочестивому и любящему Бога. Ибо хотя и говорится, что гнев грядет на всех, но Господь всяческих не погубляет праведного вместе с нечестивыми. И этому учит Он, говоря устами Иезекииля: сыне человечь, земля, аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад и возму с нея человеки и скоты, и аще будут трие сии мужи среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся,.. а земля в потребление будет (Иез. 14:13-14, 16). И в другом месте говорит нам тот же пророк, что он видел мужа, одетого в подир и имеющего пояс, и шесть мужей, идущих позади него, и каждому, говорит, секира в руце его, и рече: идите во град в след его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте, старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященных моих начните (Иез. 9:2-6). Но поелику, думаю, не должно оставить неразъясненными слова пророка, то мы спросим: если Ной и Иов уже давно умерли, а может быть и сам Даниил, то как же они спасутся в правде своей, хотя бы была истреблена вся остальная земля, над которой произнесен смертный приговор? Очевидно, что Ною уподобляет тех, которые верою в Бога угождают Ему; Даниилу же мудрых и прозорливых, Иову опять угождающих Ему терпением, именно готовностью на все похвальное. Итак, говорит, в то время как гнев истребляет живущих на земле, не только на земле иудейской, но и на земле языческой: тогда оставшиеся и вследствие праведного суда Божия, определяющего все к нам относящееся, избегшие погибели вместе с тем будут увеселяться славою Божией: ибо они будут радоваться, как спасенные от погибели неизреченною славою Того, Кто предстоит святым и как бы стеною ограждает благочестивого своею благодатью и милосердием. Присовокупим к сказанному и следующее. Во время кончины настоящего века посланы будут в ад для наказания те, которые преданы были постыдным делам; а оставшиеся, то есть праведные, возрадуются со славою Господнею; ибо будут вместе со Христом, Который есть слава Бога и Отца; Он сам сказал: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю (Ин. 17:4). И Сам Бог Отец негде говорит блаженному Моисею: живу Аз и присно живет имя Мое (Чис. 14:21). Подлинно наполнится славою Господнею вся земля; ибо все наполнено Христом.

Возмятется вода морская

Водою и морем (пророк) прикровенно называет множество народов, ибо делать это обычно святым пророкам. Так и блаженный Давид говорит о земле и сущих на ней: сие море великое и пространное: тамо гади ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему (Пс. 103:25-26). И мы не говорим, что у него идет речь о плавающих в море или что хотел он указать и на различия рыб, а не говорим также, что в морских водах обитает, какой-то змий телесный и чувственный. Но, как я сказал, сими словами он указывает нам на смятение, свойственное жизни, и на жизнь среди этого волнения, и на дракона, то есть, сатану, который окружает всех людей и обходит нашу вселенную, злоумышляя против, душ святых. Итак, морскою водою называет множество народов, а может быть острова и города. Возмятутся, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева божественного

Толкование на пророка Исаию.

См. также Толкование на Ис. 24:13

Прп. Ефрем Сирин

Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря

И восхвалят величие Господне за истребление войск Сеннахирима, истребленных мечом Господним.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря

См. Толкование на Ис. 24:13

Лопухин А.П.

Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря

Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения.

Они - это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. Откр. 22:11-12).

С моря. - Пророку, конечно, прежде всего предносится опустошение Палестины и праведники представляются у него находящимися вне полосы земли, которая подвергается опустошению.

Толковая Библия.