Толкование на Ис. 25:6

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

Предсказав, что воцарится Господь на Сионе и в Иерусалиме, пророк из этого как бы сходства чувственных видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо Сион толкуется как место, возвышенное и удобное для наблюдения, а Иерусалим - видение мира. Церковь же Христа есть поистине и то, и другое, ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена на горе. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого, и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: Ибо щиты земли - Божии; Он превознесен (Пс. 46:10).

Равным образом, возвышены и истинные догматы, ибо учение о Боге или о Святой и Единосущной Троице безыскусно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, Который есть мир. Итак, - говорит, - сделает Господь Саваоф и не одним только израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим по всей поднебесной. Что сделает? Испиют, говорит, радость, испиют вино. Трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, помажутся миром на горе сей. Словом радость, конечно, указывает на веселье в надежде, то есть в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же вино указывает на таинственное богословие и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах.

Комментарий на пророка Исаию.

Ст. 6-7 И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино. Помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки

Предрекши, что воцарится Господь в Сионе и Иерусалиме, (пророк) из этого как бы сходства чувственных и видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо Сион толкуется место возвышенное и удобное для наблюдения, а Иерусалим – видение мира. Церковь же Христова есть поистине то и другое; ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена на горе. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: Божии державнии земли зело вознесошася (Ис. 46:10). Равным образом возвышенны и ее божественные и истинные догматы; ибо учение о Боге или о святой и единосущной Троице, безыскусственно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, который есть мир. Итак, говорит, сотворит Господь Саваоф, и не одним только Израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим во всей поднебесной. Что же сотворит? Испиют, говорит, радость, испиют вино. Помажутся миром на горе сей. Словом радость, конечно указывает на веселие в надежде, то есть, в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же вино указывает на таинственное благословение и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах. Миро же прекрасно знаменует нам помазание Святого Духа. Ибо премудрый Иоанн пишет: и вы помазание имате от Святаго, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание учит вы о всем (1 Ин. 2:20; 27). Ибо мы помазуемся миром особенно во время святого крещения, чтоб, совершая помазание, получить залог Святого Духа. Но, говорит, предаждь сия вся языком; ибо совет сей относительно всех народов. Древний закон и служение по нему, установленное при посредстве ангелов, даны были не всем народам, но одному только по плоти Израилю; благодать же во Христе и призвание чрез веру, а вместе с сим освящение Духом и самое таинство (евхаристии) по совету Бога и Отца – для всех народов; ибо Христос, по слову Святого, есть чаяние языков.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 6-7 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

Этого святого миропомазания удостоившись, вы нарекаетесь христианами, оправдывая возрождением и само имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились этой благодати, вы этого наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть христианами. Ведать же вам надлежит, что этого миропомазания прообразование находится в Ветхом Завете. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Лев. 8:1, 2) и поставлял его в первосвященника, то по омытии водою помазал его (Лев. 8:6, 12): и он был назван помазанником (Лев. 4:5), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по омытии в Гионе (3 Цар. 1:39, 45). Но все это происходило с ними, как образы (1 Кор. 10:11). С вами же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть начаток (то есть закваска), вы же тесто. Если же начаток свят (Рим. 11:16), явствует, что и в тесто перейдет святость.

Это помазание сохраните непорочно… Ибо оно есть освящение, телу духовное хранение и души спасение. Об этом от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов, горою же называет он Церковь, как и в другом месте, когда говорит: И будет в последние дни явлена гора Господня (Ис. 2:2). Испиют вино, испиют радость, помажутся миром (Ис. 25:6-7). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он об этом мире, как о таинственном: И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.

Огласительные слова для просвещаемых.

Прп. Ефрем Сирин

И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин

И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей пиршество тучное. Иудеи, в день избавления, действительно ликовали и славословили Господа в Иерусалиме; но вполне исполнилось пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело Свое и преподал кровь Свою, и сказал; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы, как и сказано: И сотворит Господь Саваоф всем языком… пиршество тучное.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-8 И сделает Господь воинств всем народам на горе сей трапезу из туков, трапезу из вин,— из туков мозговых, из вин процеженных. И уничтожит на горе сей лицо уз связанных на все народы и покрывало сотканное на все народы. И уничтожит смерть на веки, и отнимет Господь Бог слезу от всякого лица, и поношение народа своего снимет со всей земли, ибо Господь сказал

Вместо переведенного нами: лицо уз связанных на все народы, Акила перевел: лицо тмы на все народы. И тогда как Акила тьму поставил дважды, Феодотион назвал ее однажды, а прочее сходно. Симмах же вместо этого перевел: лицо властелина, который властвует над всеми народами. А что хотели вместо этого места сказать LXX: передай все это народами, то для читателя ясно, что они поставили не слова Писаний, а свое разумение, — что все тайны закона и храма будут перенесены на церковь из народов. Итак после страдания Господа, когда избавит Его от жажды и зноя и вихря, Господь устроит не народу иудейскому, а всем народам на горе Сионе тучную трапезу, всесожжение из тука костей, трапезу из вина процеженного, так что уничтожит и истребит лицо смерти и уз, которыми связывались все люди, и разорвет сеть смерти и покрывало, которое обнимало все народы. И по апостолу поглощена будет смерть во веки (1 Кор. 15:54).

И отнимет Господь слезу от всякого лица, когда, после победы над смертию, наступит царство Христово, и поношение рода человеческого, который был создан по образу Творца, избежит рабства диаволу и смерти.

И не удивительно, если, по Симмаху, смерть называется властительницею, когда блаженный апостол сказал: царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова (Рим. 5:14). Под властителем над всеми народами или лицем тьмы на все народы и покрывалом сотканным на все народы некоторые разумеют антихриста, который будет истреблен на горе Елеонской, что мы сказали и в последнем видении Даниила. По LXX, всем народам приготовляется на горе Сионе трапеза радости, на которой они будут пить вино, которое обещает пить Господь со святыми своими в царствии Отца (Мф. 20; Лук. 22) и помажутся мастью, чтобы возродившись во Христе соделаться народом новым. Поэтому и говорится: передай все это народам, — все, что некогда в сени и образе совершал Израиль. Ибо таково определение Господа, чтобы все это было перенесено к язычникам, ибо смерть поглощена (1 Кор. 15) и всякая слеза отерта и поношение всей земли, по наступлении царства Христова, уничтожено.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Примасий

Ст. 6-7 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

Они не будут алкать (Откр. 7:16), ибо хлебом живым пируют: Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6:51), сказал Господь. Не будут и жаждать, ибо допьяна испивают из чаши столь благолепной, что словно о них сказала Истина: Верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35); а также: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, бьющей ключом в жизнь вечную (Ин. 4:14).

И солнце над ними не будет заходить, и не опалятся они смертоносным воздействием зноя. Также через Исаию предобещал Своей Церкви Бог, говоря: Надежда против бури, тень от зноя, провозвестил, что там крепкой будет сохранность тайн Его, но ничто не сможет быть погубленным в горении искушения. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их (Откр. 7:17). Выше сказано было, что Агнец, сидящий на троне, держал книгу, а ныне говорится: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их, - чтобы указать на то, что у Отца и Сына единый престол, поскольку Отец в Сыне и Сын в Отце, то есть среди Церкви, в которой, по вере, Бог, целокупно сущая Единица и Троица, живет.

Комментарий на Апокалипсис.

Лопухин А.П.

Ст. 6-9 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его

Гора Сион станет местом общения всех народов с истинным Богом. Бог устроит здесь для человечества величественную трапезу, как царь при воцарении своем устраивает трапезу для своих подданных. Затем Господь снимет покрывало с очей людей и уничтожит исконного врага человечества - смерть, а равно и все печали.

На горе сей. Здесь разумеется гора Сион, но Сион - будущий или Церковь Христова, куда будут иметь доступ все народы.

Трапезу из тучных яств. Эта трапеза или пиршество, очевидно, будет устроена Всевышним по случаю Его воцарения над всем человечеством (ср. Ис. 24:23). То обстоятельство, что трапезующим будет предложен и тук (жирные части животного), который по закону Моисеву запрещалось вкушать приносителю жертвы (Лев. 7:24-25), служит предуказанием на установление в Новом Царстве Божием таинства Святой Евхаристии, в котором Спаситель предлагает верующим Свое Тело и Кровь.

[Гораздо больше основания видеть указание на Евхаристию в Славянском переводе с 70-и: И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино, И помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки. Прим. ред.]

Толковая Библия.