Толкование на Ис. 26:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 Мертвии же живота не имут видети, ниже врачеве воскресят: сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их. Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли

Только знающие истинного и по естеству сущего Бога и именующие имя Его и совершенно никого к Нему не приравнивающие и посему говорящие: Господи, разве Тебе иного не вемы, необходимо прибавляют: мертвии живота не имут видети опять разве Тебе; ибо Творец всяческих и Господь, по естеству будучи жизнью, всему сообщает жизнь и о Нем мы движемся и есмы (Деян. 17: 28).

Но ниже врачеве, говорит, воскресят; потому что при сем, очевидно, должно подразумевать: разве Тебе, так как все у нас от Бога и Он созда им от земли врачевания (Сир. 38:4), по написанному. Итак, что касается, говорю, буквы и непосредственного и ясного смысла, то данное изъяснение мыслей (этого места) должно быть такое, а не иное. Но поелику надобно углубиться во внутренний смысл этой речи и обнаружить цель подлинной мысли пророка, то мы необходимо должны сказать следующее: некоторые мертвы и вовсе не по плоти, но умерщвлены привязанностью к мирским удовольствиями не имеют святой во Христе и сообразной с Евангелием жизни. Но таковые, говорит, без Тебя не получили бы жизни или животворящей благодати. Равным образом и те, которые могли бы избавить от душевных болезней зараженных ими и по справедливости могли бы назваться духовными врачами, без Тебя не могли бы восстановить силы заболевших. Духовными же врачами мы называем святых пророков. апостолов и евангелистов. которые, в изобилии обладая словом, могущим исцелять при помощи небесной благодати и духовного заступления, врачуют уязвленных грехом и лукавством диавола.

Но вероятно, пророческое слово намекает нам здесь и на нечто другое; ибо Господь наш Иисус Христос, показавши себя равным Отцу по силе и славе, воскрешал мертвых из гробов и исцелял страдавших смертными болезнями. Однако, хотя Он совершил столь чудесные дела, Он не был почтен теми, которые были зрителями этих дел, напротив при этом его гнали и особенности вожди и учители Иудеев. Итак, поелику без Тебя, говорит, мертвые не увидели бы жизни, так как Ты один можешь сообщать жизнь, и врачи не восставили бы из гробов тех. которых Ты воскресил, поелику и после этого оставались неверующими и приходили в неистовую ярость те, которым прежде, других следовало уверовать в Него: то сего ради навел еси, и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их: ибо Ты навел на них гнев, который не истребил до основания всего Израиля, потому что спасен был остаток, но всяк мужеск пол их, то есть, правящее сословие, так как мужской пол сравнительно с женским более способен управлять. Мужчинами уже называет, может быть, как бы юнейших из Иудеев, — не по крепости телесной, но по знанию законных учреждений. Это и есть сказанное Богомодному из пророков: пойду к державным и возглаголю им (Иер. 5:5). И вот они единодушно сокрушили иго, расторгли узы. Но что первенствовавших и священнейших между Иудеями он по справедливости называет жалкими и излил на них сильнейший гнев, это объясняет сам Христос, говоря: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас (Матф. 23: 15); и опять: горе вам законником, яко взясте ключь разумения: сами не внидосте, и входящим возбранисте (Лк. 11:52). Посему справедливо наказывается мужеской пол, то есть обладающие преимуществом и честью; и так как они достигли тогда духовного мужества в познании закона, то желает, чтоб им приложено было и зло. Ибо они не только отпали от общения с Богом, вознеистовствовавши против Христа, но и истреблены были голодом и впали в происходящие отсюда бедствия, когда совершенно опустошена и разорена была их страна. А которых назвал мужами, тех называют и славными, то есть как выдававшихся и возвышавшихся над другими, потому что они увенчаны были преимуществами священства. Всяк мужеск пол их Богом дан был и служил им на помощь; злом же называет то, что причиняет вред, или ниспосылаемые от Бога казни, голод, язву, войны и тому подобное; славными же называет тех, которые приобрели известность злыми делами и которые знамениты могуществом.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Двоеслов

Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них

Поэтому ведь через пророка говорится: Мертвые не оживут, гиганты не встанут. Ведь кого называет мертвыми, если не грешников? И кого называет гигантами, если не тех, кто даже гордятся грехом? Но те не оживут, потому что погубили жизнь праведную грехом. Эти же не могут снова встать после смерти, потому что после своего прегрешения надутые от гордости не прибегают к лекарству раскаяния.

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Прп. Ефрем Сирин

Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них

Не воскрешают мертвые; ни сами, ни боги их не воздвигают из мертвых исполины. Не поднимут из праха, подобно Тебе, воздвигающему от земли нища (Пс. 112:7), и восставляющему мертвых из праха. Потому что Ты посетил и погубил их, то есть исполинов древних, которых истребил Ты потопом при Ное, и князей Египетских, которых с колесницами их потопил в море, и всадников их сокрыл в морских волнах.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Петр Дамаскин

Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них

Вот (например) пророк Исаия говорит: мертвии же живота не имут видети; и опять: воскреснут мертвии (Ис. 26:19); но это не есть разногласие, как думают не знающие смысла, как сказано было о созерцании Божественного Писания. О идолах язычников сказал (пророк): живота не имут видети, потому что они бездушны. А воскреснут мертвии — пророчествуя о общем воскресении и веселии праведных, и не только об этом, но и о воскресении умерших со Спасителем нашим Иисусом Христом.

Творения. Книга первая.

Блж. Иероним Стридонский

Умирающие да не живут: исполины да не возстают. Посему Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них

Симмах по своему обыкновению яснее: Мертвые не оживят: исполины не воскренят. Посему Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Изъясним сперва по LXX. Трудным кажется вопрос, каким образом мертвые не увидят жизни? Он разрешается тем, что доколе они не увидят жизни, доколе пребывают мертвыми. Как если бы мы сказали: слепой не видит света, доколе пребывает слепым; если же он опят получит здравие, то увидит свет: так не сможет жить и умерший неправдою, и грехами, пока не оживится правдою и добродетелями чрез Того. Который говорит: Аз есмь живот (Ин. 14:6). Посему Он и называется Богом живых, а не мертвых (Мф. 22:32). Ибо душа, яже согрешит, та умрет (Иез. 18:4). Читаем в послании, которое пишется к Евреям: «не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел» (Евр. 6:1). Если же грехи называются делами мертвыми, то почему, напротив, добродетелей не назвать делами живыми? А следующего затем: и врачи не воскресят. Смысл, очевидно, состоит в том, что осуждаются басни поэтов, разглашающих, что Вирбий был воскрешен Эскулапом И не только о мертвых, но и о всякой болезни должно сказать то, что без милосердия Божия искусство врачевания ничего не значит.

Но каким образом? Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиздущей: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1). Таким образом, если Господь не исцелит от болезни, то напрасно трудятся врачи, которые желают сделать здоровыми больных. Если Господь не сохранит здоровья, то напрасно охраняют его те, которые даже правила о сохранении здоровья издают в своих книгах; во время здоровья не только телесного, но и душевнаго, всегда должно вразумляться оным: благослови душе моя Господа, исцеляющаго вся недуги твоя (Пс. 102:1-3). Но те, которые, будучи по греху мертвы, упорствуют в нем, и никаким искусством врачевания не могут возстановить в себе душевнаго здоровья, будут истреблены и уничтожены Господом, и все существующее в них сильное, что называется мужеским, будет совершенно отнято. Посему и Фараон хочет истребить не женский пол, который сам по себе слаб и легко может погибнуть, но все мужеское (Исх. 1), что, если будет взрослым и придет в мужеский возраст, с трудом умерщвляется. По Симмаху, мертвые не оживят, потому что они, будучи мертвы по причине греха, не могут оживлять других, ибо не красна похвала во устех грешника (Сир. 15:9). Не воскресят других и исполины, то есть raphaniem, которые сами по книге Бытия называются падающими. И посещает их Господь для того, чтобы и о мертвых и об исполинах была уничтожена всякая память. Ибо один только есть воскрешающий мертвых, о Котором говорится: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хочет, живит (Ин. 5:21). Можем называть мертвыми изображения умерших людей, а исполинами бесов, присущих их изображениям. И не должно страшить нас то, почему LXX перевели: мужеское, а прочие переводчики: память, когда то и другое пишется у Евреев одними и теми же тремя буквами: заин, каф и реш. Но когда говорим: памятное, читается: Zachar; когда мужеское Zochor.

Думают, что этою двусмысленностью слова и был обманут Саул, когда воевал против Амаликитян и истребил весь мужеский пол их (1 Цар. 15). Ибо тогда как Бог повелевает, чтобы он уничтожил всякую память об Амаликитянах в поднебесной, он, вместо памяти, не столько по заблуждению, сколько прельщаемый желанием добычи, понял: мужей, не зная оного апостольского: не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя, распространил все пределы земли

Мертвые не оживут. Пророк выражает общее мнение ветхозаветных людей, что от уз смерти - нет избавления (Иов. 7:9 и сл.; 10:21; 16:22).

Рефаимы не восстанут. Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями (рефаимы ср. Ис. 14:9; Притч 2:18; 9:18; Иов. 26:5) не могут уже восстать к жизни - так говорили древние люди! [В Славянском переводе с 70-и говорится: Мертвии же живота не имуть видети, ниже врачеве воскресят: сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их. Прим. ред.]

Потому что Ты посетил их… т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д. (евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую память.

Ты умножил народ. Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога (прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: «земля ты - и в землю возвратишься» (Быт. 3:19), доказывается сила Господня и ничтожество человека (ср. Ис. 5:14 и сл.).

См. также Толкование на Ис. 26:13

Толковая Библия.