Толкование на Ис. 26:19

Свт. Иоанн Златоуст

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. И не только это он предсказал, но и то, что после крестной смерти Господа деяния Его будут блистательнее и что по воскресении Его проповедь евангельская наиболее распространится.

Против иудеев и язычников.

Свт. Кирилл Александрийский

Не падемся, но падутся вси живущии на земли. Воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли: роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть, земля же нечестивых падет

Разум святых по истине достоин удивления; ибо они всегда, по-видимому, как бы имеют в мыслях противоположное теми, словам, которые говорят нам. Итак, поелику они сказали, что породили дух спасения живущих на земле, а между тем видят, что смерть и после сего владычествует над живущими на земли, так что кто-нибудь мог бы сказать: какая польза нам от божественной проповеди, где дух спасения, ибо падают живущие на земли: они считают необходимым привести оправдание на это и говорят: воскреснут мертвии благодатью Бога, как говорит блаженный Павел. Господь наш Иисус Христос за всех вкусил смерть, но восстал, тридневен, и стал начатком усопших и корнем тех, которые чрез Него преобразуются в жизнь, и как бы началом природы человеческой, освободившейся от тления, и мы обогатились непоколебимою надеждою на жизнь вечную. Итак, несомненно восстанут мертвые и совсем упразднится владычество смерти, но еще не наступило время, в которое будет воскресение; а пока природа человека покоряется необходимости умереть и ожидает смерти, которая во Христе уже обессилена, впоследствии же и над нами самими потеряет силу. Но, говорит, не будет ли в противоречии с нашими словами и спасительною проповедью то, что еще умирают живущие на земле. Подлинно, нисколько. Ибо мертвые воскреснут, и тела, находящиеся в земле и гробах, опять возвратятся к жизни. Каким же образом это опять, совершится? Роса, яже от Тебе, исцеление им есть. И они познали, что росою он называет действенность и силу Духа, которою будут возбуждены мертвые, – об этом говорит блаженный Давид; он воспевает к Богу и говорит: отвращшу же тебе лице, возмятутся, отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся: послеши духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:29-30). Итак, Дух Отца чрез Сына есть животворящая роса, сообщающая нетление и самым земным телам; но те, которые на земле падут, оживут. Земля же нечестивых падет. И это случилось претерпеть стране Иудейской: ибо они нагло поступили против Христа и святых тайноводителей, хотя и родивших дух спасения живущим на земле.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

А пророк Исаия говорит: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. Весьма ясно говорит и пророк Иезекииль: Я открою гробы ваши и выведу вас… из гробов (Иез. 37:12). Также и Даниил говорит: Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2). Да и многократно Писание свидетельствует о воскресении мертвых. Ибо и в других многих местах говорит оно о сем; потому мимоходом только упоминаем мы о воскресении четверодневного Лазаря, мимоходом, по краткости времени, упоминаем и о воскрешенном сыне вдовицы. Для напоминания только представляем дщерь начальника синагоги. Для одного напоминания скажем и о том, что камни распались, и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52), тогда как отверзлись гробы. Особенно же надобно упомянуть о том, что Христос воскрес из мертвых (1 Кор. 15:20).

Не внимай тем, которые говорят, что не восстает это тело - оно восстает. Свидетельствует об этом Исаия, говоря: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела, и ангел с Даниилом разговаривавший: И многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан. 12:2). Всем людям предстоит воскреснуть, но не для всех одинаково воскресение. Все мы получим тела вечные, но не все одинаковые. Праведные получат для того, чтобы вечно ликовать с ангелами, а грешные, чтобы терпеть за грехи вечное мучение.

Огласительные слова для просвещаемых.


Как бы великое и вожделенное для нас торжество является негде благовествующим пророческое слово: «воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех», сказано (Ис. 26:19). Но если бы несчастные души людей заключались в тела в качестве наказания, то разве пророк, напротив, не опечаливал бы, вопия об этом как бы от лица Бога? Каким вообще образом может быть благою проповедь, возвещающая нам непрерывность скорбей? Напротив, если бы он желал порадовать посланных в тела за грех, он должен был бы сказать так: не воскреснут мертвые, погибнет и природа плоти. Но он, напротив, радует, возвещая по воле Бога, что будет воскресение тел. Да и как, наконец, может служить в качестве наказания, как неразумно учат некоторые, тело, о коем мы радуемся и Бог благоволит?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Свт. Никита Ремезианский

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

А чтобы не сомневаться в воскресении тела, рассмотри хотя бы один пример из сотворенного мира, которому научает апостол. Вот, зерно пшеницы, мертвое, иссохшее, сеется в землю. И только когда смягчится дождевой водой, оживотворяется и растет. Полагаю, что тот, кто пробуждает пшеничное зерно ради человека, может пробудить самого человека, посеянного в землю; не только может, но и желает. Ибо как зерно дождем, так тело должно оживотворяться влагою от Духа, как восклицает Исаия ко Христу: Ибо роса Твоя - лекарство для них. Истинное исцеление, ибо пробужденные тела святых более уже не боятся смерти. Потому что те, кто жили в этом мире по заповедям Христовым и справедливости, будут жить со Христом на небесах. Такова эта вечная и блаженная жизнь, в которую ты веришь; таков плод всей веры и благого обращения; такова надежда, ради которой мы рождаемся, веруем и возрождаемся. Ради нее и пророки, и апостолы, и мученики претерпели такие неподъемные тяготы, что с радостью приняли смерть.

Объяснение символа веры.

Сщмч. Ириней Лионский

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Сам Исаия ясно возвестил, что будет такая радость в воскресении праведных, говоря так: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах, и возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.

Против ересей.

Прп. Ефрем Сирин

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Да воскреснут мертвии Твои, да востанут иже во гробех, то есть Иудеи. Воспряните… лежащии во прахе. Да будут славословить Тебя, и вместе с нами да возрадуются о нашем воскресении и все поверженные в скорбь, как во прах. Роса бо, яже от Тебе… есть роса света, потому что спасение Твое есть свет, и озаряет все народы, обращающиеся к Тебе, подобно тому, как роса укрепляет земные произрастения. Земля же исполинов падет, то есть истребится войско Ассирийское.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Иоанн Дамаскин

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Свидетельствует же и божественное Писание, что будет воскресение тел… А также и Исаия: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах. Ясно же, что не души полагаются во гробах, но тела.

Изложение веры.

Прп. Серафим Саровский

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

За рукоделием или будучи где-либо на послушании твори беспрестанно молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и более твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Сие-то самое есть реченное пророком Исайей: Роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть.

Поучения.

Блж. Иероним Стридонский

Пусть оживут мертвые Твои, убиенные Мои пусть восстанут: воспряните и хвалите, обитающие в прахе, ибо роса Твоя—роса светов, и землю исполинов Ты увлечешь в погибель

В то время, как святые мучатся родами и рождают дух, а жители земли падают, потому что спасений не совершили на земле, те, которых апостол называет мертвыми во Христе и которые были убиты за имя Господне, возстанут во славе (1 Сол. 4:14—17). И поелику смерть их есть сон, то не говорится, как у LXX, что они воскреснут, но воспрянут и пробудится. Посему и Лазарь, который имел быть пробужден, от Господа называется спящим (Ин. 11). И так все мученики и святые мужи, которые за Христа пролили кровь, и которых вся жизнь была мученичеством, возстанут и пробудятся, и восхвалят Бога Творца своего обитающие ныне в прахе, о которых у Даниила написано: мнози от спящих в земной персти возстанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12:2). И у Евангелиста Иоанна читаем: «наступит время, и ныне есть, когда находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и, услышав , оживут, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 22, 29).

Ибо роса Господня, превосходящая все травы Аполлоновы, о которых говорят басни поэтов, оживит тела умерших. И как роса, по вложении в землю семян, заставляет растения мало помалу возрастать и производить известнаго рода плоды: так роса Господня, означающая милосердие, будет росою очень многих светов, что по-еврейски называется oroth. Землю же, то есть, тела Рафаимов, то есть, исполинов и нечестивых, Господь низвергнет на вечныя муки. Только LXX вместо Raphaim перевели нечестивых. И поелику выше мы читали: мертвые не увидят жизни, и врачи не воскресят, вместо чего Акила и Симмахъ перевели рафаимы и исполины: то спрашиваем, какая причина такой ошибки, что вместо еврейского raphaim одни поставили исполины, а другие врачи. Еврейское слово raphaim, если после первой буквы res имеет следующюю ѵаѵ, читается rophaim и означает врачи; если же оно пишется без буквы ѵаѵ, то читается raphaim и переводится исполины. И вместе с тем, так как выше сказал: мертвые не увидят жизни, то, чтобы яснее показать, что говорится там не об умерших по закону природы и вследствие отделения души от тела, а о умерших вследствие греха,— теперь, напротив, говоритъ Богу: оживут мертвые Твои, убиенные за Тебя, которые называются не вообще мертвыми, как перевели LXX, но согласно с еврейским текстом, где говорится leju M etheca,— мертвыми Твоими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.


Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут (Ин. 5:28). Услышат ушами, выйдут ногами. Это и Лазарь уже прежде сделал. Изыдут из гробов, то есть мертвые, положенные прежде во гробы, выйдут и воскреснут из могил своих. Ибо роса, которая от Бога, - лекарство для них. Тогда исполнится то, что Господь говорит чрез пророка: Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев. Покои означают гробы, из которых, без сомнения, изводится то, что было в них. И выйдут из гробов своих, как молодые кони, освобожденные от пут. Возрадуется сердце их, и кости их, как солнце, заблестят: всякое лицо придет пред лицо Божие, и повелит Он рыбам морским, и изрыгнут они кости, которые пожрали, и сотворит сустав к суставу, кость к кости, и спящие в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2).

Против Иоанна Иерусалимского.


Ст. 19-20 Мы должны любить ту росу, о которой Моисей говорит: Как дождь учение мое, как роса речь моя (Втор. 32:2), и о которой Исаия: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах, и возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.

Ибо как Господь служит для верующих в Него светом (Ин. 1:4), путем, истиною (Ин. 14:6), хлебом (Ин. 6:35), виноградною лозою (Ин. 15:5), огнем (Ин. 10:11), пастырем (Ин. 1:29), агнцем (Ин. 10:7), дверью (Ин. 10:9), червем (Мк. 9:44, 46, 48) и прочее, так для нас, нуждающихся в Его милосердии и распаленных жаром грехов, Он обращается в росу, о которой Исаия говорит: Ибо роса Твоя - лекарство для них.

Комментарии на малых пророков.

Блж. Августин

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Все предшествующее относится к воскресению блаженных; а слова: земля же нечестивых падет, - хорошо разумеются в том смысле, что тела нечестивых подпадут разрушению осуждения. Затем, если бы мы пожелали обратить внимание и на частности в выражениях, касающихся воскресения блаженных, то слова: оживут мертвецы, должны быть относимы к первому воскресению, а следующие за ними: И восстанут те, кто в гробах, - ко второму. А если зададимся вопросом о тех святых, которых в пришествие Свое застанет здесь Господь живыми, то к ним применяется вполне добавление: И возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.

О граде Божьем.

Тертуллиан

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Если бы народ только аллегорически роптал на то, что кости его высохли и его надежда потеряна, жалуясь на судьбу рассеяния, то тогда, конечно, Бог по праву утешал бы такое воображаемое отчаяние только воображаемым обещанием. А так как бедствия рассеяния еще не случилось с народом, а надежда на воскресение, напротив, у него очень часто пропадала, то Бог опять возбуждал веру в воскресение, которую народ разрушал таким же образом, каким она очевидно колебалась вследствие погибели тел. Также если печальные временные обстоятельства тогда наполняли Израиль временной грустью, то содержание этого видения следует понимать не как простую притчу, а как свидетельство воскресения, чтобы опять возбудить в нем ту надежду, а именно надежду на вечное спасение и на необходимейшее воскресение, и чтобы отклонить от взора на настоящие события. Эту цель имеют и другие пророки: Вы выйдете из гробов, как тельцы, когда их освобождают от веревок, и будете попирать врагов своих (Мал. 4:2). И опять: И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень (Ис. 66:14), потому что трава образуется из разрушения и нетления семени. А главное, если видение воскресающих костей относится исключительно к государству Израиля, то почему одна и та же надежда возвещается не только израильтянам, но и всем народам, надежда на то, что мертвые останки опять получат тело, опять будут одушевлены и что мертвые воскреснут из гробов? Обо всех сказано: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах, и возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.

О воскресении мертвых.

Аппоний

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Об этой росе возглашает пророк Исаия: Ибо роса Твоя - лекарство для них, а согласно еврейскому тексту: Ибо Твоя роса - это роса света. Этими словами он очевидно указал на то, что эта роса является светом мудрости и исцелением для душ, ибо понятие о мудрости и истине есть именно то, без чего душа нетверда и слепа.

Изложение Песни песней.

Квотвультдей Карфагенский

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Исполненное обетование (в которое мы верим и предвидим), по которому в смерти Господа воскреснут тела святых, высказывает пророк Исаия: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах, и возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них. Это подтверждает и евангелист Матфей, говоря: И земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим, (Мф. 27:51-53).

Книга обетовании и предсказаний Бога.

Лопухин А.П.

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Эти слова, на первый взгляд, противоречат начальным словам 14-го «мертвые не оживут», но пророк здесь говорит о тех мертвых, которые принадлежат Всевышнему, стоят вблизи Него, к которым и Он Сам близок, в которых Он обитает. Пророк, может быть, и сам не ясно представлял себе всю важность сообщенного ему откровения, и только в Новом Завете выяснено, кто эти мертвые, принадлежащие Господу. Это суть те, в которых пребывает Христос и которые поэтому должны воскреснуть, как и Он Сам воскрес (1 Кор. 15:20 и гл.; 2 Кор. 1:22; 5:5; Ин. 6:54). Заметить нужно, что пророк эту мысль выражает не как желание, а как уверенность, - иначе в этом месте не будет противоположения 17-му и 18-му стихам. Condamin к выражению «мертвые тела» прибавляет местоимение «их», согласно с Таргумом и Пешито.

Воспряните и торжествуйте поверженные во прахе! Здесь пророк обращается со словами утешения к тем безутешным мертвецам, речь которых приведена в 17 и 18 ст.

Ибо роса твоя… это - обращение к Господу. В утро воскресения, как бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад, некогда поглотившая их, земля.

Роса растений - возможно с евр. точнее: роса светов (oroth) или светлая роса. [В славянском переводе мысль о воскресении выражена яснее и полнее. Так сказано, что воскреснут мертвые - вообще, а не одни праведники - и восстанут сущие во гробах или в могилах. Кроме того, этим умершим противопоставляются те, что останутся ко дню страшного суда в живых (иже на земле). Так и Апостол Павел различает между воскресшими и тем, кто должен будет измениться не умирая (1 Кор. 15:51)

См. также Толкование на Ис. 26:13

Толковая Библия.