Толкование на Ис. 27:13

Свт. Кирилл Александрийский

И будет в той день, вострубят трубою великою, и приидут погубляемии в стране Ассирийстей, и погубляемии во Египте, и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме

Святые пророки имели обычай прикрывать свою речь некоторою темнотой, и поелику Израильтяне были весьма склонны к ярости, то они (пророки) избирали некоторый средний путь для выражения своих мыслей, так что объясняемое часто было неясно. Говоря: в то время вострубят, разумеет, как опять думаю, не другого кого, как тех же святых тайноводителей. Вострубят же не просто, но трубою великою, то есть как бы огласят евангельскою проповедью живущих на земле и возвестят им нечто великое и необычайное. Ибо поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Трубу употреблял некогда и великий Моисей, но не великую: поелику он имел слабый голос и был косноязычен, и сила проповеди закона простиралась только на одну страну иудейскую. Божественная же и спасительная проповедь протекает чрез всякий город и страну и как бы громом оглашает всю поднебесную. Нечто подобное написано и в книгах Моисея: низшел Бог всяческих в виде огня на гору Синай; был же дым и град и воздух потемнел от глубокого мрака (Исх. 19:18), но и слышен был, говорит, сильный звук трубы. Потом он прибавляет к этому, говоря: быша же гласи трубнии происходяще крепцы зело (Исх. 19:19). Ибо в начале закон провозглашен был слабым голосом, но по прошествии некоторого времени раздались очень сильные звуки трубы. Итак, говорит, в то время провозгласят, то есть, евангельскую проповедь, великою трубою, собирая тех, которые заблуждались и были в разряде плененных и избавляя от древнего заблуждения уловленных сетями идолослужения: приидут, говорит, погубляемии в стране Ассирийстей и погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме. Указал на две страны, говорю – на Ассирийскую и Египетскую, как на особенно преданные суеверию сравнительно с другими. Но те, которые погибли (было) в них, придут, говорит, призванные чрез веру, к познанию истинного Господа и Бога и поклонятся Ему не в капищах скверных, но на святой горе, то есть, в церкви, которую называет и Иерусалимом; горою же называет потому, что в церквах нет ничего низкого и презренного, но все отличается высокими и великими догматами; Иерусалимом же потому, что (Церковь) истинно есть созерцание мира.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

Вострубят трубою великою. Трубой великой пророк называет добрую весть об окончании плена. Весть эта, по указу Кира как бы провозглашенная великой трубой, достигла слуха и Евреев, рассеянных в странах отдаленных. Ибо по разрушении города и храма, и пленении братий их, рассеялись они по всей вселенной. И не только Иудеи, но и Ассирияне и Египтяне и все языческие народы составили один верный народ, и вместе стали поклоняться Господеви на горе святей во Иерусалиме; об этом пророчествовал и Каиафа, как сказано в Евангелии, что хотяше Иисус умрети за люди… но да и чада Божия расточения соберет во едино (Ин. 11:51).

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И будет в тот день: раздастся звук великой трубы, и придут погубленные из земли Ассирииской и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

В этом месте Иудеи льстят себя напрасными мечтами, что при кончине мира, когда придет антихрист, как называется их помазанник (ήλειμμένος), то рассеявшийся народ соберется из Ассирии и из земли Египетской , и прейдет в Иерусалим, и, построивши храм, будет поклоняться Господу Богу своему. Это в буквальном смысле вовсе не может исполниться. Ибо имеющие уверовать во Христа будут призваны не только из Ассирии и из Египта, но и со всей вселенной. Следовательно он предвещаетъ то, что при последней трубе, по апостолу Павлу (1 Кор. 15:52), все, погибшие в Ассирии и в Египте, придут к Господу. И не сказал: все сыны Израилевы, но все погибшие, чрез что обозначает множество язычников, потому что предавшиеся и идолопоклонству, и магии, и философии придут к вере во Христа и будут поклоняться Ему в Церкви. Под великою же трубою можно разуметь слово Евангельское, о котором и у этого самого пророка читаем: на гору высоку взыди благовествуяй Сиону: возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9). Следовательно гора святая и Иерусалим суть те, о которых мы часто говорили: приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12:22). Доселе, начиная с того места, в котором начали изъяснять: вот Господь рассыплет землю, и обнажит оную (Ис. 24:1), все содержащееся в этой книге говорилось о кончине мира. Теперь, если Христос нам поможет, или лучше, вразумит нас, перейдем к девятой книге, которая будет содержать в себе начало другого пророчества.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

См. Толкование на Ис. 27:12