Толкование на Ис. 28:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 Сего ради услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сущих во Иерусалиме. Яко рекосте: сотворихом завет со адом и со смертию сложение: буря носима аще мимоидет, не приидет на нас: положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся

Поелику, говорит, невыносимые бедствия грядут на вас, и всецело предавшихся нечестию постигнет тяжкое и неизбежное наказание, сего ради услышите слово Господне; ибо им можно было избежать зла, если бы они обратили внимание на проповедь апостольскую и без колебания согласились с тем, что говорил Христос. Итак, услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сущих во Иерусалиме. Озлобленными называет Израильтян, как обремененных осуждающим законом: закон бо гнев соделовает (Рим. 4:15), и кто нарушал закон Моисея, тот при двух или трех свидетелях без милосердия был умерщвляем. Посему премудрый Павел тем, которые, уверовав во Христа, хотели возвратиться к сеням закона, пишет послание и говорит: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися. Не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших. Тожде же возмездие, якоже чадом глаголю, распространитеся и вы. Не бывайте удобь преложни ко иному ярму, якоже невернии (2 Кор. 6:11-14). Таким образом озлобленными могут быть (признаны) те, которые еще находятся под заповедью Моисея и как бы угнетены ею, имея на уме и на сердце невыносимое бремя закона. С такою речью Бог обратился к князьям и народу. Потом в средине вводит некоторую речь Иудеев, нечестиво измышленную ими вследствие безумия и как бы отчаяния. А какова эта речь, необходимо сказать об этом. Бог всяческих, будучи долготерпелив и милосерд, не тотчас посылает наказание на заблуждающихся, но коснит гнев (свой), угрожая страхом наказания и иногда побуждая к покаянию предвозвещением будущих бедствий. Посему-то мы и видим, что Он часто чрез святых пророков говорит: се грядет и: еще мало, еще мало и скоро скоро. Но дерзкие и надменные, хотя последующим поколениям и надлежало бы исправить свои грехи, они обращали милосердие Господа в повод к насмешке. Ибо в то время, как слышали слова пророка: еще мало, еще мало, скоро, скоро, говорили друг другу: пройдет много времени между предсказаниями пророков и исполнением предвозвещенного ими; мы умрем и божественный гнев поразит тех, которые будут жить после нас. Посему Бог сказал пророку Иезекиилю: сыне человечь, сынове народа твоего глаголют: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает. Сего ради рцы: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не продолжатся ктому вся словеса Моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иез. 12:27-28). Итак, порицает Израильтян за то, что обыкли пренебрежительно относиться (к словам пророков) и едва не говорят: сотворихом завет со адом и с смертию сложение (договор). Какие же это? Буря носима еще мимоидет, не приидет на нас. Едва не говорят, сказано, ибо хотя и не голосом говорили, но самыми делами своими вопияли, что мы заключили договор с адом; он возьмет нас. И хотя бы пришла на нас буря или страшная опасность стала бы угрожать нам, не придет к нам; ибо положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся. Вообразив себя тем, что мнилось им, и говоря, что они умрут прежде бури, или прежде бедствий, разве не на ложь возложили они надежду свою? Ведь у них не было возможности избежать и смертью упредить наступление того, что угрожало им. Напротив, это находилось во власти божественной и неизреченной силы и могущества.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие с адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный (Быт. 2:8), откуда за преступление изгнан был наш праотец.

Огласительные слова для просвещаемых.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-15 Поэтому слушайте слово Господне, мужи посмеивающиеся, властвующие над народом Моим, который в Иерусалиме. Ибо вы сказали: мы заключили союз с смертию, и с преисподнею сделали договор: когда будет проходить всепоражающий бич, он не придет на нас, потому что мы положили ложь надеждою нашею, и ложью прикрыли себя

То, о чем мы говорили выше,— что князья иудейские обыкновенно с насмешкою говорили пророкам: заповедывай, снова заповедывай; подожди, снова подожди (Ис. 28:13) и прочее тому подобное, чем показывается, что они не верили речам пророков и презирали пророчества их,— это же показывает и настоящий отдел, почему они и называются мужами посмевающимися. Это — книжники и фарисеи, которые властвуют над народом Божиим в Иерусалиме, которых LXX называют: мужами стесненными и князьями народа Иерусалимского. Ибо не словами, а делом они говорили: мы, как и прочие народы, мы заключили союз и договор с адом и с смертию, однажды на всегда отчаялись в спасении. Без сомнения плен придет спустя долгое время, так как вы говорите: «еще немного, еще немного, подожди, еще подожди» (Ис. 28:13). Следовательно, когда мы умрем, то мы не будем чувствовать бича плена. Ибо однажды на всегда мы поверили лжи, т. е. напрасно надеялись на Бога и закон Его. И прикрылись ложью, потому что чрез смерть избежали грозящего плена. Еврейское слово sot (שוט) Акила и Симмах перевели бич, LXX — буря, также и chasab (כזב) все перевели ложь,— на которую надеялись иудеи и отец которой, по евангелисту Иоанну, есть диавол.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Верекунд

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Господь помощник мой и покровитель мой, Он был мне спасением (Исх. 15:2). Помощниками называются те, кто своими деяниями оказывают нам благорасположение. Покровители же суть те, кто защищает других своим могуществом. Но покровительство бывает разным по сути и по назначению. Бог является покровителем для одних людей, а ложь - для других, для тех, которые устраивают все для себя посредством обмана, как говорит Исаия: Ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя.

Комментарии на церковные песнопения.

Тертуллиан

Ст. 14-15 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя

Но что это за бремена [возлагаемые фарисеями на народ], которые Он порицает? Те, которые они нагромождали, уча заповедям и учениям человеческим в соответствии со своим мнением; прибавляя для своей выгоды дом к дому, чтобы отнять то, что принадлежит ближнему; взывая к народу, любя дары, стремясь к вознаграждениям, лишая бедняков справедливого суда, так что вдова становилась для них поживой, а сирота - добычей. О таковых говорит Исаия: Горе тем, кто могуществен в Иерусалиме.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме

Евреи, отказываясь слушаться истинного пророка, надеялись спастись от гибели своей ловкостью и политическими интригами. Но Исаия от лица Господа возвещает им, что для них единственной помощью может быть только драгоценный краеугольный камень, на котором Всевышний построит Свое благодатное царство на Сионе.

Все же интриги иудейских политиков не приведут ни к чему, и они останутся совершенно беззащитными пред нашествием могущественных врагов. Господь даже Сам ополчится против Своего народа, как некогда Он ополчался против врагов еврейских.

Пророк приглашает правителей иудейских - священников и пророков (ср. ст. 7) - послушать его речи, пока еще не поздно. В каком смысле он называет их хульниками или насмешниками - это видно из 10 ст.

Толковая Библия.