Толкования на Ис. 29:10

Свт. Кирилл Александрийский

См. Толкование на Ис. 29:9

Сщмч. Киприан Карфагенский

ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

Не сознавать преступление и не каяться - это есть гнев Божий, как написано: Ибо навел на вас Господь дух усыпления, чтобы они не обратились и не врачевались, и не исцелились после грехов чрез молитвы и праведное удовлетворение… Первая степень счастья - не согрешать; вторая - сознавать согрешение. Там есть невинность целая и неповрежденная, которая сохраняет, здесь - является лекарство, которое исцеляет. Но они, оскорбившие Бога, потеряли и то, и другое - лишились благодати, полученной в Таинстве Крещения, и не ищут помощи в покаянии, заглаживающем вину. Можешь ли, брат, считать легкими грехами пред Богом, малым и незначительным преступлением то, что они не допускают умолять величие разгневанного Бога, бояться гнева и огня и дня Господня, что чрез них, с приближением антихриста, обезоруживается вера воинствующего народа, когда уничтожается сила и страх Христов?

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

См. Толкование на Ис. 29:9

Блж. Иероним Стридонский

ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

См. Толкование на Ис. 29:9

Блж. Августин

ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

Ведь нам говорят: «Если они не могли уверовать, то в чем грех человека, если не делает он того, чего не может сделать? Если же они согрешили, не уверовав, то могли уверовать и не сделали этого». Далее, что ответить нам в отношении другого свидетельства пророка Исаии, которое предлагает апостол Павел, говоря: Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим 11:7-8).

Вы слышали, братие, предложенный вопрос и, несомненно, видите, сколь он глубок, но мы ответим на него, как сможем. Иудеи не могли уверовать, поскольку предсказал это Исаия пророк; а пророк предсказал это, поскольку Бог предузнал, что будет так. И если спросят меня, почему они не смогли уверовать, я быстро отвечу - потому что не захотели, ибо Бог предвидел их злую волю и через пророка предвозвестил это, как Тот, от Кого не может быть сокрыто будущее.

Но ты скажешь: «Пророк приводит некую причину этого, а не их волю». Какую же причину приводит пророк? Бог дал уму дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, и ослепил глаза их, и ожесточил сердце их. Отвечаю, что и это заслужила их воля. Ибо таким образом ослепляет и ожесточает Бог, покидая и не предоставляя помощи; может делать Он это по Своему тайному суду, но суд этот не может быть несправедлив. Это положение вообще обязано сохранять непоколебимым и непреступным благочестие верующих, как и апостол сказал, когда разбирал он тот же самый сложнейший вопрос: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак (Рим 9:14).

Итак, если невозможно, чтобы была неправда у Бога, то, когда помогает Он, делает это по милосердию, а когда не помогает - делает это справедливо, поскольку все делает не случайно, но по Своему суду. Ведь если справедливы суждения святых, то насколько более справедливы суды освящающего и оправдывающего Бога? Итак, они справедливы, но сокрыты.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

См. Толкование на Ис. 29:9