Толкования на Ис. 29:11

Свт. Иоанн Златоуст

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Что это за книга запечатанная, если, конечно, не чистая Дева? От кого она дастся? Ясно, что от священников. Кому она будет дана? Плотнику Иосифу. Этот Иосиф, прежде живший в честном браке и родивший сыновей, потерял жену и остальное время жил в целомудрии, воспитывая детей в учении и наставлении Господнем. Ведь известно, что апостол Павел, придя для проповеди и найдя одного из его сыновей, пишет, говоря: «другого же из Апостолов я не видел…, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1:19), не как рожденного от Девы Марии, но — от Иосифа. Итак, как священники сочетали Марию с целомудренным Иосифом, и предложили ее ему, выжидая удобного для брака времени, то он, принявши, должен был сохранять Деву в неповрежденности. Это пророк предсказал много ранее: «дастся, — говорит он, — книга запечатанная человеку умеющему читать», то есть, сочетавшемуся браком, и он скажет: не могу прочитать. Почему не можешь, Иосиф? Не могу, говорит, прочитать, потому что книга запечатана. Для кого она сохраняется? Она сберегается в жилище для Творца всяческих.

На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 И будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие. И речет: не могу прочести, запечатленна бо. И дастся книга сия в руце человеку не ведущему писания, и речется ему: прочти сие. И речет: не вем писания

Господь наш Иисус Христос негде сказал Иудеям: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот имате (Ин. 5:39-40). Итак, беспрестанно рассуждая о заповеди Моисея и показывая вид, что составили в уме и сердце своем непростое понимание писаний закона, Израильтяне напрасно трудились, так как они не искали Христа, хотя сам закон говорит о таинстве Его. Посему опять услышали: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5:46). Итак, хотя у них и много было рассуждений о законе, тем не менее они убили Предвозвещенного в нем, нисколько не думая о чести Моисея. Богодухновенное Писание некоторым образом запечатано Богом, как единая книга. Ибо все оно – едино и изречено единым Духом Святым. Каким же образом оно запечатано? Ибо не умеющие читать и не знающие буквы не могут разуметь заключающегося в нем, ни также, если бы кто и знал буквы, не постигнет сокровенного в нем; но закон будет запечатан равно для всех, так что значение мыслей его было совершенно недоступно и для тех. которые умели читать. И это было воспето устами Давида к Богу: да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцы (Пс. 68:24).

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Ипполит Римский

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

О том же, что сказанное в законе и через пророков было запечатано и людям непонятно, Исаия говорит: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». И все это было запечатано в силу необходимости. В самом деле, для неверующих фарисеев, которые думали, что они знают писания закона, все реченное пророками даже необходимо было запечатать; и только для верующих должно было все открыться. И так все запечатленное в древности теперь по благодати Господа открыто святым; ведь Он оказался завершительной печатью.

Комментарий на пророка Даниила.

Прп. Ефрем Сирин

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

См. Толкование на Ис. 29:9

Блж. Иероним Стридонский

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Какие же ворота, которые всегда затворены и которыми входит один только Господь Бог Израиля? Конечно те, о которых говорит Спаситель в Евангелии: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11:44, 52). О них под именем книги пишет и Исаия: Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». Это и есть та книга, которую раскрыть и с которой снять печати не может никто ни на небе, ни на земле, ни под землею, за исключением Того, о Котором в Апокалипсисе Иоанна говорится: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр. 5:5). Ибо прежде, чем Спаситель принял тело человеческое и уничижил Себя, приняв образ раба (Флп. 2:7), закрыт был закон и пророки и все разумение Писаний, закрыт был рай. Но после того, как Он был вознесен на Кресте и сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк .23:43), тотчас же завеса храмовая разодралась и все открылось, и по снятии покрывала говорим: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18).

Комментарии на пророка Иезекииля.


Кто открыл Даниилу многообразные истины, Тот, давая понять, что и сказанное им сокровенно, повелел сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истинного смысла повествований. И вследствие большой темноты приходили к различным догадкам. Слова же: Будут проходить, то есть пробегать ее многие (Дан. 12:4), - означают прочитывание ее многими. Ибо мы обыкновенно говорим: «Я пробежал книгу», «Я прошел историю». То же и Исаия говорит о темноте своей книги: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана».

Комментарии на пророка Даниила.


В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга; и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что это книга запечатанная». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатанную книгу, и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (Откр. 3:7).

В Деяниях Апостолов святой евнух, или муж (ибо тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь?- отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8:30-31). Я - скажу, кстати, и о себе - не святее и не прилежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, из Эфиопии, то есть от крайних пределов мира, пришел в Храм и так любил закон и божественное знание, что даже в повозке читал Священное Писание и, однако, держа книгу, размышляя о словах Господа, произнося их языком и устами, все-таки не понимал Того, Кого, помимо собственного сознания, чтил в книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, Который скрывался заключенным в книге. О, удивительная сила учителя! В тот же час верует евнух, крестится, становится святым и верным, из ученика превращается в учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в позлащенном храме синагоги. Я коротко написал об этом (ибо тесные пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел, что в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без проводника.

Послания.


См. Толкование на Ис. 29:9

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Евсевий Кесарийский

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Спаситель и Господь наш не пришел для того, чтобы закрыть или, так сказать, запечатать пророческие видения. Он, скорее, то, что в древности было неясным и запечатанным, как бы снимая наложенные печати, открыл и объяснил, и научил Своих учеников смыслу божественного Писания. Вот почему он говорит в Апокалипсисе Иоанна: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр. 5:5). Чем еще могут быть эти печати, как не неясными местами у пророков? Исаия тоже знал их и определенно говорит: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге. Итак, не пришел Христос Сын Божий, чтобы закрыть видения и пророчества, но чтобы раскрыть их и вынести на свет.

Доказательство в пользу Евангелия.

Примасий

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Что также и Исаия сказал бы иудеям: Подумай, всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге в том месте, где далее говорится, что сведущий в грамоте, равно как и несведущий в науках, лишается плода, поскольку и одному запрещено печатью проникнуть во внутреннюю тайну, и другому препятствует неграмотность.

Комментарий на Апокалипсис.

Лопухин А.П.

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

См. Толкование на Ис. 29:9