Толкования на Ис. 29:16

Свт. Иоанн Златоуст

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Если же человек кажется лучше и благообразнее глины, то это различие произошло не от разности в существе их, но от мудрости Художника, так как в сущности ты ничем не отличаешься от глины. Если же не веришь, то пусть убедят тебя могилы и гробницы; подошедши к гробам предков, ты убедишься, что это действительно так. Между глиной и горшком нет различия.

Против аномеев.

Свт. Кирилл Александрийский

Не якоже ли брение скудельника вменитеся? Еда речет здание создавшему е: не ты мя создал еси? или творение сотворшему: не разумно мя сотворил еси

Сказав: переселю народ сей, сими словами показывает, что непременно совершит это и без больших усилий, говоря, что они преобразованы будут, во что ни пожелал бы Создатель, подобно тому как без сомнения (преобразовывается) и искусно обделываемое (глина) руками горшечника. Тому же самому учил и пророк Иеремия, говоря: востани, и сниди в дом скудельничий, и тамо услышиши словеса Мои. И снидох в дом скудельнич, и се той творяше дело на каменех, и разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, яко же угодно во очию его творити. И рече Господь ко мне: еда, якоже скудельник сей не возмогу сотворити вас, доме Израилев? Се якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею (Иер. 18:2-6). Ибо художник и Творец всяческих легко преобразует сотворенное Им, во что хочет.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

См. Толкование на Ис. 29:14

Прав. Иоанн Кронштадтский

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Бог имеет полное право требовать от нас исполнения Своей святой воли.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

См. Толкование на Ис. 29:15

Блж. Августин

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

А в отношении тех, на ком пребывает гнев Божий, поскольку и ими хорошо пользуется Бог для научения других, кого благоволит Он избавить, апостол рассуждает далее: Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (Ис. 9:17). И ниже, делая вывод касательно обоих родов людей, апостол говорит: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18), - разумеется, ни с кем не делает Бог этого по некой несправедливости, но с обоими родами людей поступает по Своему милосердию и истине.

И однако, все еще возбуждает сомнение дерзкая немощь тех, кто пытаются думать о неисследимой глубине судов Божиих согласно предположениям человеческого сердца. Противопоставляя себе это возражение, апостол говорит: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим. 9:19). Станем считать, что сказано это нам. Ведь что иное, кроме того, что ответил апостол, должны отвечать также и мы? А если и нас смущает подобное, поскольку и мы люди, то всем вместе нам надлежит послушать говорящего: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почести, а другой - для поругания (Рим. 9:20-21)? Если бы эта масса была чем-то средним в том смысле, что она не заслуживала бы ничего доброго и ничего злого, то небезосновательно показалось бы несправедливым, если бы из этой массы создавались сосуды для поругания; однако поскольку из-за свободного решения первого человека вся эта масса от одного первого человека идет в осуждение, то несомненно, что сосуды для почести создаются из нее не по собственной их праведности, поскольку никакая праведность не предшествует благодати, но по милосердию Божию, тогда как создаваемые для поругания должны быть относимы не к несправедливости Божией (ведь невозможно, чтобы была несправедливость у Бога), но к Его суду.

Послания.

Мартирий Сахдона

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

Слава сей великой милости сострадания и беспредельного снисхождения! Бог сходит к грешным людям; благой Господь разговаривает с ничтожными рабами; Пресвятой призывает нечистых к прощению; глина разговаривает с ее Творцом; прах общается с Создателем!

Книга совершенства.

Лопухин А.П.

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет

См. Толкование на Ис. 29:15