Толкование на Ис. 30:23

Свт. Иоанн Златоуст

И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах

См. Толкование на Ис. 30:22

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 23-24 Тогда будет дождь семени земли твоея, и хлеб жита земли твоея будет изобилен и тучен, и напасутся скоти твои в той день на месте тучне и пространне. Юнцы ваши и волове делающии землю наядятся плев смешенных со ячменем извеяным

Образ речи взят как бы от занимающихся земледелием. Когда они в изобилии получают свыше и с неба изливающуюся дождевую воду, тогда конечно имеют хороший урожай и большой запас жизненного продовольствия, и даже жнут на полях корм для скота. Но и здесь смысл приведенных слов из чувственных образов применяется в духовное умозрение. Когда, говорит, дан будет тебе от Бога хлеб печали и тесная вода, когда узнаешь прельщающих тебя и отвратишь от них ум свой, когда истребишь идолов и восприимешь свет истинного богопознания; тогда ты будешь иметь духовное плодородие. Ибо будет дождь, семени земли твоея. Дождем же называет духовное утешение чрез Святого Духа, которое как бы утучняет сердца почитающих Бога и делает их плодородными. Так Давид об оправданных чрез веру во Христа воспевает: дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему (Пс. 67:10), очевидно, евангельскую и спасительную проповедь и, как я сказал, утешение чрез Святого Духа. И пророк Исаия, как бы от лица Бога, негде сказал об Израиле, который был виноградом: и облаком заповем, еже не одождити на него дождь (Ис. 5:6). Итак, будет, говорит, дождь семени земли твоея, но и хлеб жита земли твоея будет изобилен и тучен, то есть, плод дел твоих послужит на пользу, ибо вполне созреет и будет тучен и изобилен. Так и пророк Осия к отступившим Израильтянам обращался, говоря: зане льстяй бяше телец твой, Самарие: яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы , еже сотворити муку (Ос. 8:6-7). Опять и другой из святых упрекает некоторых и говорит: и Господа помощника твоего не помянул еси: сего ради насадиши семя неверно (Ис. 17:10). Плод нечестивых бывает не зрел, труды их бесполезны, и исход их предприятий не приносит никакой пользы: любящие же Бога – плодоносны. О них подобающим образом молится божественный Павел, говоря: Бог же правды да умножит семя ваше и да возрастит жита правды вашея (2 Кор. 9:10). К этому пророк присоединяет, что напасутся скоти твои на месте тучне и пространне. Скотами, думаю, называет он малосмысленных и более простых, которые косны мыслью. Но однажды призванные к познанию Бога чрез веру, они найдут духовную пищу и упасутся на месте тучне, то есть на богодухновенном Писании, поистине пространном, потому что оно обширно и велико и ведет к благочестию. Юнцы же и волове, делающии землю, говорит, наядятся плев смешанных с ячменем извеянным, то есть, найдут изобильную духовную пищу и, исполненные непреложных учений, будут обрабатывать землю. Волами, как полагаю, здесь называет совершающих дело божественной проповеди и благовествующих силою многою. В этом опять удостоверит нас премудрый Павел, уразумевший духовный смысл заповеди законной. Он сказал: писано: да не заградиши устен вола молотяща, и прибавил: еда о волех радит Бог? или нас ради всяко глаголет? (1 Кор. 9:9-10). Итак, под видом превосходной пищи волов изображает предметы духовные и дает разуметь, что избранным и как бы некую плодородную землю возделывающим служителей Христу предложена будет прекрасная и крепкая пища. Ибо подобает, подобает начальникам мирян прежде самим исполниться благ от Духа Святого, чтоб могли они приносить пользу своим подчиненным.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Иоанн Кассиан

И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах

В сердце добром почиет мудрость; и кто боится Бога, тот найдет знание с правдою (Притч. 14:33). А что сказанным порядком надо достигать духовного знания, этому научает и блаженный апостол. Ибо когда он хотел изложить не только перечень всех своих добродетелей, но и порядок их, чтобы показать, какая за какой последует или какая какую порождает, то после перечисления нескольких добродетелей он добавляет, говоря: В бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви (2 Кор. 6:5-6). Этим сочетанием добродетелей, очевидно, он хотел научить, что от бдения и поста надо переходить к чистоте, от чистоты к благоразумию, от благоразумия - к великодушию, от великодушия - к благости, от благости - к Святому Духу, от Святого Духа - к нелицемерной любви. Итак, когда по этому учению, этим порядком будешь достигать духовного знания, то, без сомнения, будешь иметь, как мы сказали, небесплодное, не бездейственное, но живое и плодоносное учение, и семя спасительного слова, которое, когда тобою будет посеяно в сердцах слушателей, последующий обильнейший дождь Святого Духа оплодотворит, и по обетованию пророка: Он даст дождь на семя твое, где бы не посеял на земле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и тучен.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

И дастся дождь семени твоему повсюду на земле, где посеешь, и хлеб плодов земли будет весьма обильным и сочным; будет пастись в день тот агнец на месте обширном. И волы твой и ослята, возделывайющие землю, будут есть мешево, на гумне провеянное

И дастся дождь семени твоему повсюду на земле, где посеешь, и хлеб плодов земли будет весьма обильным и сочным. В книге Царей написано (3 Цар. 18), что после умерщвления лжепророков Илиею был дан дождь земле израильской, и также хлеб Елисея и впоследствии Спасителя был весьма обильным и весьма сочным и имел такую питательность, что им насытились многие тысячи людей (4 Цар. 4; Ин. 6). Так и в настоящем месте, не ранее дастся дождь духовному семени, как только после того, когда посеребренные и позолоченные идолы будут разбиты и признаны за навоз. Ибо если не оставят пороков, то не последуют добродетелям.

Будет пастись в день тот агнец на месте обширном. И волы твой и ослята, возделывайющие землю, будут есть мешево, на гумне провеянное. При обилии во всем, при ниспослании небесного дождя и при том хлебе, который сходит с неба и идущий от которого никогда не взалчет, будут пастись на весьма обширном месте агнцы, следующие за Агнцем, повсюду, куда Он идет и всегда находящиеся одесную Его. Волы же, то есть вожди стада, о которых читаем; сонм юнец в юницах людских (Пс. 67:31), и ослята, сидя на которых Господь вошел в Иерусалим (Мф. 21:7) и которые обработывают землю, будут есть с гумна то, что было провеяно, для того конечно, чтобы к их пище не присоединилось сколько либо мякины, о которой у Иеремии написано: что плевы ко пшенице, рече Господь (Иер. 23:28) и которая, по Евангелию, сожигается огнем неугасимым (Лк. 3:17).

Затем, по Семидесяти, скот, который еще не исполнился разума и мудрости и о котором говорится к одному Богу: аз скотен бых у Тебе (Пс. 72:22), будет пастись на весьма тучном и обширном месте, которое не приносит терний и волчцов, но, подобно земле Израилевой, течет молоком и медом и доставляет полную свободу пасущимся. Тельцы же и волы, возделывающие землю, это апостолы и мужи апостольские, по отношению к которым и апостол Павел изъясняет написанное: да не заградишь, устен вола молотяща, и: еда о волех радит Бог (1 Кор. 9:9). Но он без сомнения говорит о тех, которые возделывают землю свою и относительно которых он же сказал: «вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Ибо Отец есть виноградарь и Христос — виноградная лоза (Ин. 15:1). Они будут есть мякину с провеяным ячменем. Мы читаем, что Исаак посеял ячмень и был у иноплеменников и получил плодов ячменя во сто крат. И Осия за гомер и полгомера ячменя нанял женщину прелюбодейную (Ос. 3:1-2). Также Спаситель ячменными хлебами насытил пять тысяч мужей (Ин. 6), служивших еще телесным чувствам и следовавших Закону Моисея. В другом месте Он, преломив семь хлебов Закона и разделив на куски, насытил четыре тысячи мужей пшеничными хлебами, соответственно евангельскому числу (Мф. 6). Такого рода народы едят отчасти и мякину, пока следуют в чем либо букве, и однако чрез мякину и ячмень мало по малу преуспевают, чтобы перейти к пшенице.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Лопухин А.П.

Ст. 23-26 И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

Корм соленый - особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных.

День великого поражения - это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис. 22:9 и сл.).

Башни здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц.

Как свет семи дней, т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу.

Толковая Библия.