Толкования на Ис. 32:20

Свт. Иоанн Златоуст

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

«Блаженны»: что означает это слово? По толкованию некоторых, им обозначены возвращающиеся. А мне кажется, что им обозначается нечто иное, именно: «блаженны» те, которые смягчают свои грубые души и предуготовляют возделанными для земного семени. Пророк не сказал: при всякой земле, но «при всех водах и посылающие туда вола и осла», не только ради того, что они сеют в сердце, но и ради того, что слагают жатву в житнице жизни.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает

Так как речь перенесена на дела земледелия и на благоплодие полей, то и остается при этом иносказании; и блаженными именует сеющих при воде, идеже вол и осел попирает. Водою Богодухновенное Писание именует Божественное и небесное слово и тайноводство святых, ибо и они глаголют в Духе. В сем удостоверит сам Спаситель, говоря: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:20). поелику слово Божие животворно, то и весьма справедливо оно уподобляется воде, так как вода животворна и способствует всякому благоплодию. Итак, имея мысленное подаяние таковых вод, мы навыкаем возделывать семена добродетели, и стараемся подвизаться в трудах благочестия. При этих водах вол и осел попирает, то есть, как народ Иудейский, так и язычники.

Ибо оправдал Бог обрезание от веры, и необрезание верою (Рим.3:30). И, как говорит Павел, средостение ограды разоривый и закон заповедей ученми упразднив, Он создал оба во единого новаго человека, творя мир (Еф. 2:14-16); примирил с Богом, на обоих возложив одно иго и соединив в единодушие чрез веру, любовь и освящение. Волу уподобляет народ Иудейский, так как вол по закону есть чистое животное и возносим был в воню благоухания Богу. Осел же нечист, и потому, повелев приносить Богу первородных из скота (освяти Мне, сказано, всякого первенца, разверзающего ложесна), осла отверг, говоря: всякое разверзающее утробу ослю, пременити овцею (Исх.13:2,13). Впрочем, хотя народ языческий и был нечист, быть может потому, что заблуждался, но освятился верою, так как во Христе оправдался, омыл нечистоты древних прегрешений чрез святое крещение и вместе с Израильтянами понес на себе иго Спасителя нашего.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Амвросий Медиоланский

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

И потому как совершенный христианин, сведущий в законе, утвержденный в Евангелии, прими веру обоих заветов. Ибо блажен сеющий при всех водах, где ступают вол и осел, как читали сегодня, то есть тот, кто сеет при народах, следующих учению обоих заветов. Тот используемый для пахоты вол - это человек, несущий ярмо закона, о котором закон говорит: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор. 25:4), рога которого суть божественные Писания. На осленка же, прообраз языческого народа, садится Господь в Евангелии.

Послания.

Свт. Григорий Богослов

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего. Блажен, у кого просит пития Христос, как у самарянки, и кому дает источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Блажен сеющий при всякой воде и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напоеваема и которую ныне вол и осел попирает, потому что поросла тернием, безводна, подавлена неразумением! Блажен, кто, хотя он поток среди тростников (Иоил. 3:18), напоевается от дома Господня и вместо тростника взращивает хлеб, приносит пищу, годную для людей, а не жесткую и бесполезную, о чем и следует прилагать всякое старание, чтобы не остаться не достигшими общей благодати.

На святое Крещение.

Свт. Григорий Двоеслов

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Через воду обозначаются народы, так как, говорится через Иоанна, воды действительно есть народы. Через воду также обозначаются не только потоки устремляющихся людей, но и умы добрых, следующих наставлениям веры, как говорит пророк: Блаженны вы, сеющие при всех водах. И через псалмопевца говорится: Глас Господень над водами (Пс. 28:3).

Какое другое семя, если не слово проповеди воспринимается? Как в Евангелии истина говорит: Вышел сеятель сеять (Мф. 13:3); и как пророк говорит: Блаженны вы, сеющие при всех водах. Какое другое поле, если не Церковь должна пониматься, о которой голосом Предтечи говорится: Очистит гумно Свое (Мф. 3:12).

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Климент Александрийский

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Как сказал где-то пророк: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла, то есть народы закона и язычники, равно объединенные единой верой.

Строматы.

Прп. Ефрем Сирин

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

См. Толкование на Ис. 32:19

Прп. Максим Исповедник

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Неясное высказывание о речении пророка в Слове святого Григория Богослова на Крещение: «Блажен сеющий при всякой воде» и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напояема и которую ныне «вол и осел попирает».

Душа будет, с одной стороны, возделываема деланием и очищаема от терния страстей, а с другой — напояема знанием. Ныне же ее попирает вол и осел; волом [богослов] называет закон иудейский, а ослом — удел языческий, то есть ныне она верна букве закона и попираема неразумием, а завтра она будет преобразована деяниями и знанием. Сеющий в такой [душе] семена добродетели — блажен.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Наконец, пусть они наслаждаются Галльскими жеребцами (Иероним вспоминает литературную манеру своих клеветников, которые всеми способами затемняют простоту и смирение Христа в Евангелии. - Прим. ред), а нас утешит тот подъяремный и на служение Спасителю приготовленный осленок, который, подставив хребет Господу, стал соответствовать пророчеству Исаии: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.

Лопухин А.П.

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

См. Толкование на Ис. 32:19