Толкования на Ис. 33:13

Ап. Варнава

Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое

Далее, Писание говорит и о нашем слухе, как Господь обрезал его и наше сердце. Он говорит у пророка: По слуху повинуются мне (Пс. 17:45). И еще говорит Он: Слухом услышат дальние, узнают, что Я сделал. Также: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего (Иер. 4:4). <…> Итак, Господь обрезал уши наши, чтобы мы слушали слово Его и веровали.

Послание Варнавы.

Свт. Иоанн Златоуст

Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое

Эти узнают, а те услышат. Он подвергал иудеев скорби тогда именно, когда были многочисленные свидетели их наказаний и вместе обнаруживались причины всяких добродетелей, так, чтобы это не сокрылось ни в одной стране, достигло до края земли, и обошло все части вселенной.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13-14 Услышат дальнии, яже сотворих, (глаголет Господь,) уведят приближающиися крепость Мою. Отступиша, иже в Сионе, беззаконницы, приимет трепет нечестивыя: кто возвестит вам, яко огнь горит? кто возвестит вам место вечное

Послан был от Бога и Отца Господь наш Иисус Христос к погибшим овцам дому Израилева (Мф. 15:24), ибо их были обетования, законоположение, и завет и отцы (Рим. 9:4, 5). И Он постоянно являл Себя обитателям всей Иудеи, то пользуясь превосходящими закон учениями, то поражая превышающими разум Божественными знамениями. Но это оказалось совершенно бесполезным для Иудеев, по причине великой косности их ума. Ибо Господь поучал, а книжники и Фарисеи, упрекая внимавших Ему, говорили: беса имать и неистов есть: что Его послушаете? (Ин. 10:20). Он запрещал злым и нечистым духам и это – со властью как Бог; а они, клевеща на столь чрезвычайную и поистине неизреченную силу, дерзали говорить: сей не изгонит бесы, токмо о Вельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:24). Посему были отвержены и вполне справедливо соделались непричастными упования на Него.

Язычники же удостоились тайноводства и приняли спасительную и евангельскую проповедь. Этому, думаю, научает, говоря: услышат дальнии, яже сотворих. Ибо, что касалось до воспитания посредством закона, то Израиль был близок (к Богу); язычники же далеко стояли от сродства Богу, очевидно духовного, служа твари вместо Творца (Рим. 1:25). Но сии, говорит, услышат, яже сотворих, тогда как Израиль не восхотел услышать. Уведят приближающиися крепость Мою; потому что Израиль не совсем погиб; но весьма многие и из них уверовали и, как бы близки будучи к Богу (поелику уже получили наставление в законе), познали крепость Христа, то есть уверовали, что Он творил чудеса как Бог. Но между тем как сии уведят, говорит, отступиша же и оказались всецело вне упования святых иже в Сионе беззаконницы. Но приимет трепет и их, хотя они и очень нечестивы, ибо опыта посланных на них бедствий будут достаточно для того, чтобы обуздать наконец их наглость.

В этих словах показывает, что нечествующие на Христа подвергнутся жестокому и неизбежному наказанию, имея быть пищей огня во время суда. Сказал инде и Сам Он: аминь глаголю вам: веруяй в Сына, имать, живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божии пребывает на нем (Ин. 3:36; сн. Ин. 15:16 и Ин. 6:40). И таким, как жестокосердым и не покорившимся, возвестит место вечное; огонь уготован для них и возгорается, и это навсегда. как и сам пророк в другом месте говорит об умерших во грехах своих: червь их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти (Ис. 66:24).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое

См. Толкование на Ис. 33:11

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-19 Слушайте, дальние, что сделал Я, и вы, ближние, познайте силу Мою. Устрашились грешники в Сионе, трепет овладел лицемерами. Кто из вас будет в состоянии жить с огнем пожирающим? Кто из вас будетъ жить с вечным пламенем? Тот, кто ходит в правдах и говорит истины, кто презирает корысть от притеснения и отрясает руки свои от всякаго дара, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он будет обитать на высотах; укрепленныя скалы,—высота его; хлеб дан ему, воды его — надежныя. Глаза его увидят Царя в красоте Его: узрят землю отдаленную. Сердце твое будет поучаться страху. Где книжник. Где взвешивающий, слова, закона? Где учитель детей. Не увидишь народа неразумнаго [или безстыднаго], народа с высокой речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, в котором нет мудрости

Так как дороги опустели, не стало ходящего по путям, нарушен договор с народом иудейским, разрушил Бог города их, не причислил их к людям: то вы, отдаленные, послушайте о том, что Я сделал, и приблизьтесь, чтобы познать силу Мою.Устрашились или отпали бывшие в Сионе грешники или нечестивые и трепет овладел [или овладеет] лицемерами, которым Господь говорил в Евангелии: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:14). Кто из вас будет в состоянии жить с тем, Кто есть огнь поедающий? Кτο будет жить с пламенем вечным? Или по Семидесяти: кто возвестит [или возвестил] вам, что горит огонь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его? Кто таким образом будет в состоянии жить с Богом или возвестить о грядущих наказаниях? Всякий, кто подобен описанному в пророческой речи,— кто ходит во многих правдах и не раз, но всегда любит правду, и не в одном случае, но постоянно говорит истину, кто презирает корыстолюбие, которое есть мать притеснения. Ибо деньги никем не скопляются без вреда и зла для другого.

И отрясает руки свои от всякаго дара: потому что дары ослепляют глаза даже мудрых. Ктo затыкает уши свои, чтобы не слышать суда крови. Всякое беззаконие, и притеснение и неправда есть суд крови, и хотя не убивает мечом, но погубляет волею.

И закрываетъ глаза свои, чтобы не видеть зла. Счастлива совесть, не слышащая и не видящая зла. Итак, кто таков, тот сам будет жить на высотах, то есть в царстве небесном, или в высокой пещере весьма крепкой скалы, во Христе Иисусе: эта скала Израилева следовала за народом, чтобы он пил из нея и защищался ея силою. Ему дается хлеб и воды его надежныя: баснословия языческия понимают под ними амброзию и нектар; мы же будем объяснять хлебы и воды весьма надежныя в смысле закона Божия. Итак, кто таков, тот увидит Царя Христа во славе Его, о котором выше говорится: вот царь праведный будет царствовать и князья его будутъ управлять по закону. И глаза его узрят землю отдаленную, которую долго ждали, землю кротких и милостивых, о которой в Евангелии написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5) или, находясь на небе, будут презирать землю.

Сердце твое будет поучаться страху, чтобы исполнив все, сказать с апостолом: ибо несмь достоин нарещися апостол, зане гнах церковь Божию (1 Кор. 15:9). Ибо начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10).

Где книжник! Где взвешивающий слова закона? Где учитель детей? Где, говорит, книжники и фарисеи, которые, взвешивая слова закона, обольщали несчастный народ, которого теперь Писание называет детьми, детьми по уму, детьми по разумению. Когда же глаза верующего увидят Царя в Его величии и сердце его будет поучаться страху; тогда он не увидит народа неразумнаго [или безстыднаго], народа иудеев или философов и ораторов мирских, рукоплещущих себе за ученость или за мирское красноречие, о которых теперь он говорит: народа с высокою речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, все украшение которых заключается в словах, имеющих только листья и тень речей, но не обладающих плодом истины.

Наконец следует: в котором нет мудрости: о них и в другом месте говорится: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (1 Кор. 1:19). Почему? Потому что Бог сделал глупою мудрость века сего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.

Лопухин А.П.

Ст. 13-22 Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас

Этот суд Божий над ассирийцами будет так грозен, что от него придут в ужас и грешники в Иерусалиме. Они готовы бы стоять подальше от этого грозного Судии и не знают, сохранится ли кто целым от гнева Божия. Пророк успокаивает благочестивых, что для них огонь гнева Божия не страшен и что Господь, напротив, даст Иерусалиму безопасность.

Он станет Судиею, законодателем и царем Своего народа.

Что сделаю - в переводе с евр. : «что Я сделал». Господь говорит здесь о суде над ассирийцами, как о факте уже совершившемся.

Дальние - иностранцы, ближние - жители Палестины и, прежде всего, Иудеи.

Толковая Библия.