Толкование на Ис. 36:18

Свт. Иоанн Златоуст

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

См. Толкование на Ис. 36:10

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-22 Да не прельщает вас Езекия, глаголя: Бог ваш избавит вы: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя Ассирийска? где есть бог Емафов и Арфафов? и где бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? кто от богов всех языков сих, иже избави землю свою от руки моея, яко избавит Бог Иерусалима от руки моея? И умолкоша, и никтоже отвеща ему словесе, повеления ради царева, да никтоже отвещает. И вниде Елиаким сын Хелкиев домостроитель, и Сомнас книгочий силы, и Иоах памятописец ко Езекии в растерзаных ризах, и поведаша ему словеса Рапсакова

Рапсак опять невежествует умом и оскорбляет Бога словами и высоко возмечтал о том, что царь ассирийский взял очень многие города язычников и ни один из них не был спасен лжеименными богами, в нем находящимися: но он не знал, что эти боги были дерева и камни и создание человеческой руки и ничего более. Бог же Иудеев есть живый и истинный Бог всего мира, не недавно существующий и измышленный, напротив Творец и самых веков и Зиждитель всяческих и Господь сил.

Итак Рапсак думает, что для Иудеев самым очевиднейшим доказательством того, что они непременно будут взяты в плен, хотя бы им помогал великий Бог, будет служить то, что ни один из богов Эллинских не мог спасти города или страны, в которой он был почитаем. Посему и говорит: где есть бог Емафов и Арфафов? Присовокупляет и то, что не могли спасти от руки моей и Самарию. Но я сказал бы ему: о несчастнейший! и они покланялись золотым тельцам и страна их взята (тобою), потому что Бог лишил их Своей помощи. И как я прежде сказал: если ни один из эллинских богов не спас своего города, то это нисколько не относится к истинному, действительному и великому Богу; ибо они (божеское достоинство) получили от искусства человеческого и только кажутся такими, а Он повелевает вселенной, имеет непобедимую десницу и есть Господь, управляющий силами. Рапсаку никто не отвечает, потому что царь повелел молчать, и весьма благоразумно. Ибо надлежало скорее оплакивать грубые слова, варварское превозношение и наглые речи против Бога, чем отвечать на них. И этому, думаю, учит блаженный Давид, говоря: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс. 38:2, 3).

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

Безумный язычник думал, что Бог Израильский – такой же бог, как и у языческих народов. Для человека, верующего во единого истинного, Живого и всемогущего Бога, слова Сеннахирима, царя Ассирийского, передаваемые иудеям Рапсаком, его посланным, кажутся безумными и смешными. Да не обольщает вас, говорит, Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Каждая страна имеет, говорит, своего бога: я победил эти страны: боги не могли защитить ни одной из них. Вот я разрушил Емафу и Арфафу, город Сепфаруим и Самарию, – где же боги их, зачем они не пришли на помощь? Если они все были бессильны избавить от руки моей свои страны и города, то кто Бог ваш, чтобы Ему избавить Иерусалим от рук моих? Язычник по-язычески и рассуждает. Какое мрачное, ограниченное понятие о Боге! Как слепы были язычники! Присносущная сила и божество великого Живого Бога через рассматривание творений видимы (Рим. 1:20), а язычники не замечали этих свойств единого всемогущего Бога. Своею верою он измеряет и веру других, думает, что у людей все боги таковы, как у означенных народов. Цари – местоблюстители Бога Небесного.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

См. Толкование на Ис. 36:16

Лопухин А.П.

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4 Цар. 18:13-20:19.