Толкование на Ис. 40:13

Свт. Афанасий Великий

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его

Один советник Отчий – Сын, и «ум» Отчий «уразуме» Тот, Кто говорит: никто не познает Отца, только Сын, и никто не познает Сына, только Отец или кому откроет Сын (Лук. 10, 22). Посему, говорит Иоанн о Господе: «егда явится, подобни Ему будем, и узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2). Смотри – доныне, пока не явил Себя нам Сын Божий, никто не знает, каков Он Сам в Себе. Знаем же Человека, Которого ради нас понес Он на Себе. О Нем-то сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2). О Нем говорит и Стефан: «вижу… Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7, 56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» – Господне от Марии тело. И Павел сказует: «Иже седе одесную Бога» (Евр. 8, 1). О Его теле Давид пророчески говорит от Отчего лица: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1), разумеет же врагов будущих, которых предузнал, то есть дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы (которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол), а также враждовавших на Него иудеев, над которыми исполняется написанное: «возненавидеша Мя туне» (Иоан. 15, 25). Ибо научаемые полезному, дерзнули за сие бить и распять Его, называя Его самарянином, бесноватым и человеком грешным, хотя Им осужден грех и о Нем написано: «воззрят Нань, Егоже прободоша» (Зах 12, 10). Его-то узрев на суде судящим живых и мертвых, как говорит Иоанн о Сыне: «даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть» (Иоан. 5, 27), – раскаются они, и будут говорить одно колено другому: вот Тот, Которого имели мы в посмех, говоря Ему: иных спасал, Себя ли не можешь спасти? Посему о Господнем теле написано Давидом: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1, 13). Ибо прежде сего Давидова пророчества в недрах Отчих было Слово и не имело на небе врагов, потому что прежде твари никто не был со Отцом, кроме Сына и Духа Святого. И Отец чрез Сына сотворил беспредельные веки, начала и власти и всю тварь. Поэтому Бог Слово, у Которого ни с кем нет общего достояния или имения и Который, напротив того, есть Господь всяческих, так что никто не может Ему противиться, мог ли иметь врагов? Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Ему: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Но пусть хотя бы теперь узнают сии невежественные, что написано это о Человеке, разумеемом в Спасителе, потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничто же успеет враг на Тебя» (Псал. 88, 23), и еще: «рана не приближится селению Твоему» (Псал. 90, 10).

Слово пространнейшее о вере.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости

Он показывает величие Божие иным образом, именно, что Ему принадлежит знание от Себя Самого, и таковое знание непостижимо. Не удивляйся, говорит, что он знает все, – Он мудр, так что мудрости Его никто не обнимет; почему и прибавляет: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?». Говоря «кто», он включает здесь всех в сферу неведения. Не так, как говорят еретики, что Сын есть вместе и Святый Дух, потому что чрез Сына мы научаемся Господом. «Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына» (Лк.10:22); а о Духе апостол говорит: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; и потом: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор. 2:10, 11), т. е. Он знает глубины Божии, но испытует их не по причине неведения; точно так же, как и Отец испытует сердца людей не потому, что их не знает. Как мы выше показали, знание происходит от исследования, но не исследование от знания. «Кто уразумел, – говорится, – дух Господа?» Но апостол говорит: «мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16); если никто не разумеет ума Господня, как же говорит апостол: «мы имеем ум Христов»? Но «нам, – говорит, – Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10), – столько, чтобы было достаточно для нас, но не столько, каков на самом деле ум Господень.

Для того, чтобы совершенно отделить Бога от всех тварей, как не нуждающегося ни в чем, ни от кого не научаемого, ни от кого не одаряемого, пророк прибавляет: «C кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?». Он прежде находит основание для будущих событий. И можем ли мы веровать, что Ему свойственно малое ведение? Мы от Него научились необходимым познаниям; тем не менее мы так злы и глупы, что стараемся испытывать Знающего от Себя самого природу всех вещей.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его

См. Толкование на Ис. 40:12

Блж. Иероним Стридонский

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его

См. Толкование на Ис. 40:12

Лопухин А.П.

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его

См. Толкование на Ис. 40:12