Толкования на Ис. 40:27

Свт. Иоанн Златоуст

Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего

Здесь, мне кажется, Бог хотел восстановить и подкрепить притесненных и угнетенных, которые столь продолжительное время были в плену, говоря как бы так: Я не далек от тебя, не сокрыты от Меня твои пути, не отнял Я суда твоего, Я нахожусь близ тебя, чтобы помочь тебе; придет, и уже есть, спасение твое; не были сокрыты от Меня пути твои, но грехи твои скрыли лицо Мое от тебя, и ради неправд твоих Я пренебрегал права твои. Когда иудеи говорили: »«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»« (Ис.58:3), то Он знал и даже в совершенстве знал о том, но презирал их ради многих неправд. Потому Он говорит только о премудрости, – говоря как бы так: Он в совершенстве все знает и измеряет, исчисляет и все называет по имени. Разве, говорит, Я не знаю и не могу искупить вас? Конечно, все это Я знаю и все предвижу. Если Я измерил Своими руками небо, то тем более Я провижу вас; если Я сотворил землю ради вас, как бы ничто, то разве Я не могу помочь вам? Я сотворил жителей ее, как саранчу, и князей ее, как не владеющих ничем: могу ли Я Сам нуждаться в чем – либо? Итак, «кому же вы уподобите Меня?» Я не упрекал вас за всесожжения ваши, так как и «Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения». Ничего я не скрыл от Тебя, – все Ты знал от начала.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Еда бо речеши Иакове, и что глаголал еси Израилю: утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отъя, и отступи

Изъяснив, что со временем заблуждающие будут призваны и, обогатившись по уму и сердцу, познают свет истины – Рододелателя всяческих и художника, – что они станут мудрыми и рассудительными и от красоты созданий чрез сравнение познают Того, Кто все это неизреченною силою привел к бытию; предложив затем, при помощи вышесказанного, благопотребное для них тайноводство, склоняет речь к происшедшим от крови Иакова, или Израиля: когда они преткнулись о камень претыкания (Ис. 8:14) и, не приняв Подателя Спасения, естественно, стали далеки от содружества с Ним, когда уже не продолжала своего существования сень законная, но напротив введены были поклонение и служение в духе и истине, то есть, евангельские, (тогда) они (начали) роптать, говоря: утаися путь мой от Бога, то есть, Он полагает конец подзаконному устройству: ибо тех. которые жили так, как, без сомнения, повелевала заповедь, данная чрез всемудрого Моисея, впредь не удостаивает призрения с своей стороны. А отъя мой суд и отступи значит: Он отменил закон; закон называет судом, и сему научает блаженный Давид, говоря к Богу всяческих: суд и правду во Иакове Ты сотворил еси (Пс. 98:4), то есть Ты чрез ангелов, или чрез посредство Моисея установил закон, сказал и Моисей об Израиле, что тамо положи ему оправдания и судьбы (Исх. 15:25). Посему отъя мой суд значит: не только отменил подзаконное служение, но и отъя его от нас, – и отступи; ибо уже не печется об избранных, и первородный Израиль обращается в ничтожество.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего

Еда бо речеши, Иакове… утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отъя?, то есть говорил, почему Бог не рассудит нас с нашими поработителями?

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 27-31 Зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнет (или ускользнул) от Бога моего»? Разве ты не знаешь или не слышал! Бог вечный, Господь, создавший пределы земли, не ослабеет и не изнеможет, и, премудрость Его неисследима. Он дает утомленному силу и в неимеющих крепости умножает силу. Ослабеют юноши и утомятся, и молодые люди падут от бессилия. Надеющиеся же на Господа возобновят силу, поднимут крылья, как орлы, будут бегать и не утомятся, будут ходить и не ослабеют

Поелику таково величие всемогущего Бога, что ничто не укрывается от Него и все управляется Его волею, то почему говоришь ты, Иаков, то есть два колена, называвшихся Иудиными, и высказываешь ты, Израиль, — прочие десять колен в Самарии отведенные уже в Ассирию: путь мой сокрыт от Господа, и суд мой ускользнет от Бога моего? Смысл же такой: вы говорите, что Бог не имеет отношения к земному и не смотрит на то, что каждый из нас делает. Поэтому и мы несправедливо угнетаемся врагами и истребляемся, по Аввакуму (Авв. 1:13-14), подобно скоту и рыбам, не имеющим правителя.

Им отвечает Бог: разве ты не знаешь и разве не научили тебя слова предшествующих Писаний; или по Семидесяти, ты не знаешь, так как не слышал , что вечный Бог и Творец всего, Господь все знает, все содержит, всем управляет по Своему величию? И Он никогда не ослабевает и не утомляется, так чтобы не мог понять твоего суда и чтобы укрылись от Него пути твои. Неисследима, говорит, премудрость Его, из какого места, как полагаю, заимствованы оные слова Апостола: неиспытани судове Его и неизследовани путие Его (Рим. 11:33), или как перевели Семьдесят: не будет алкать и не утомится. Ибо где пища, там часто бывает голод, если лишаешься пищи, а где голод, там и изнеможение. А так как в Боге нет этого, то почему вы приписываете Ему человеческие страсти?

Напротив того, Он Сам дает силу алчущим и утомленным, и в тех, которые кажутся в мире как бы ничтожеством, умножает крепость и силу, или по Семидесяти, Он дает неболящим печаль, ибо есть печаль, приводящая к смерти, и есть печаль, приводящая к жизни. Поэтому имеющим сердце нераскаянное Он дает печаль, чтобы познали грехи свои. А так как многие привязаны к телесному здоровью и думают, что их юность и отрочество продолжится вечно, то присовокупляет и говорит, что цветущий возраст скоро проходит и крепкое тело становится хилым. Те же, которые не на свои силы, а на Бога полагаются и всегда уповают на Его милосердие, те возобновляют крепость и идут от силы в силу и поднимают крылья, как голуби, и слышат: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102:5); они стремятся к Господу и не изнемогают от стремления к Нему, ходят и никогда не утомляются. Мы часто говорили, что в старости орлы снова делаются молодыми при перемене перьев и что только они одни могут смотреть сверкающими глазами на сияние солнца и блеск лучей его и что посредством этого опыта они испытывают птенцов своих, хорошего ли они происхождения. Таким образом и святые снова делаются юными и, приняв бессмертное тело, не испытывают изнеможения, свойственного смертным, но восхищаются на облаках в сретение Христу и, по Семидесяти, никогда не алчут, потому что имеют пищу в лицезрении Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим

С 27-31 идет последняя - утешительно-увещательная часть речи, в которой делается нравственное приложение из вышеуказанного. 27-28 ст. в параллельном ряде вопросов заключают в себе одну и ту же мысль - легкий упрек избранному народу (Иуде и Израилю) за то, что он, несмотря на все естественные и чрезвычайные откровения, до сих пор так будто бы не слыхал или, во всяком случае, не усвоил себе надлежащего познания о Боге.

Господь Бог… не утомляется и не изнемогает. Младенчествующий разум евреев готов был, по-видимому, измерять Божественное Всемогущество меркой своей слабости, и заключать отсюда, что если Бог уже совершил столько великих и славных действий, то Его энергия теперь уж израсходовалась, Он утомился и ослаб. Вооружаясь против такого ложного антропоморфизма, пророк с силой и заявляет, что Бог - не как человек: Он не утомляется и не изнемогает.

Разум его неисследим. Если у Бога нет физической усталости, то нет у Него и умственного истощения, и вообще, Его таинственные планы недоведомы для нас, как это прекрасно выразил и Апостол Павел в словах: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Толковая Библия.