Толкования на Ис. 41:1

Свт. Иоанн Златоуст

Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд»

Акила говорит: «немотствуйте»; Симмах: «молчите». «Народы да обновят свои силы». Справедливо сказано: «обновят», потому что обновление не может совершиться иным образом, как только от Бога, по написанному: «Приступите к Нему и просветитесь» (Пс.33:6). Подобно тому, как просвещается приступающий к солнцу, так и приступающий к Богу весьма много просвещается. Обрати внимание, прошу, на образ обновления: посмотри на возрождение крещения, которое открывается из обновленных вещей. Иные переводчики здесь говорят: «молчите острова», – что служит признаком призвания к учению. «Пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд««. Что значит: «станем вместе на суд»? Производить суд значит произносить суждение относительно того, что было сказано. Здесь прежде возвещается будущее. Если бы я сказал что-либо, а сам не мог исполнить этого, тогда я был бы бессильным подобно идолам. Потому законно и праведно сказано: «скажут», т.е. когда Я все совершу.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Обновляйтеся ко Мне, острови, князи бо изменят крепость: да приближатся, и да глаголют вкупе, тогда суд да возвещают

Острови понимать можно различным образом: много их есть и на морях, а иногда так называются города и веси, которые окружены обширною необработанною и песчаною почвою; таковы, говорят, (города и веси) Идумейские и Моавитские, так как они лежат в пустыне. А они были нечестивы и покланялись идолам и находились недалеко от страны иудеев. Итак полагаем, что, желая указать на принятие (Рим. 11:15) язычников и как бы распространяя силу действия от центра на целое, обращается к городам заблуждающимся, говоря: обновляйтеся ко мне, острови, о есть удалив (происходящее) от заблуждений и прегрешений повреждение и испорченность сердец своих обновляйтеся покаянием, помышляйте о лучшем, примите благодать, обновляющую в обновление жизни (Рим. 6:4), то есть (благодать) чрез Христа.

Возможно впрочем, что в ином смысле островами здесь именуются церкви, которые хотя подвергаются мирским обстояниям и обуреваются вздымающимися на них волнами, имеют, однако твердое основание, и пребывают непоколебимыми, ибо утверждены на скале, а на ней есть Христос. Они то, то есть церкви, названы островами. Обозначается же этим следующее: призванный чрез веру народ, некогда грехолюбивый, мерзкий и нечистый, порочный и оскверненный, чрез Христа перешел к новой жизни, стал девственным, чистым, не имеющим скверны или порока, но святым и непорочным (Еф. 5:27). Посему обновляйтеся ко мне, говорит.

А что князи изменят крепость, – это подтверждается вполне: князьями он здесь называет глашатаев истины, которые после призвания становились другими людьми сравнительно с прежним, что показывают Петр, Павел и прочий собор Апостолов, к которым всего приличнее применить и (предшествующее) окрылатеют аки орли , потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40:31). Ибо таковые чудеса обнаруживаются в их деяниях: не похожи были на своих прежних, то есть иудейских наставников, ученики Спасителя нашего, но (действовали как бы с иною, духовною силою, то есть были гораздо лучшими и несравненно превосходили (тех) блеском добродетели.

Итак, сии князи да приближатся и да глаголют вкупе. Да приближатся – разумей относительно времени; ибо, если бы настал для них час, возлаголют вместе, – подобно тому, как если бы сказал: все одно и тоже скажут тайноводствуемым, так как не будут оспаривать слова один другого, говоря от единого Духа, – напротив согласно будут проповедовать о божественных догматах и сокровенно возвестят тайну Христову. Это, думаю, означает: тогда суд да возвещают; именно: так как Израильтяне судом именовали закон (данный) чрез Моисея, то и здесь, вполне естественно, противопоставляя ему евангельскую и спасительную проповедь, называет ее в этих словах судом; ибо поистине праведный суд Божий и сила угодного Богу законоположения не столько обнаруживается в сени законной, сколько в проповеди святых тайноводителей, новых князей, которые, научившись от Христа суду или воле Бога и Отца, возвестили ее и нам единодушно.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 Молчите острови, и народы да изменят крепость, то есть или - да говорят за себя, или - вместе с богами своими да будут осуждены. Посему да отступят пред Ним народы, и цари да ужаснутся. Если язычники и боги их признали правду, то правда пойдет вслед их. Но поскольку призвал ее Творец мира, а Он презрен язычниками, то да отступят перед Ним народы… Соделает как прах мечу своему, и аки стеблие отверженное луку Своему, то есть в прах обратит мечом, который занес на них.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-7 Да умолкнут предо мною острова, и народы да обновят силу; пусть они приблизятся и тогда говорят: вместе приблизимся к суду. Кто воздвиг праведного от востока, призвал его следовать за собою Он предаст ему народы и покорит царей. Он предаст как пыль мечу его, как поднятую ветром солому руку его. Он будет преследовать их: пройдет в мире, путь в ногах его не будет заметен. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто изначала вызывает роды. Я Господь, первый и последний есмь Я. Увидели острова и убоялись: концы земли изумились, приблизились и подошли. Каждый будет помогать своему ближнему, и скажет (или говорит) брату своему: крепись. Медник, бьющий молотом, ободрял (или будет ободрять) ковавшего в то время, говоря о спайке: «хороша», и укреплял ее гвоздями, чтобы не шаталась

Народам, то есть островам, которые подвергаются ударам ложных и горьких волн мира сего, повелевается слушать и закрыть уста, и узнать сказанное Израилю: «слушай, Израиль, и умолкни!» и возобновить силу, чтобы чрез прежнюю слабость не оказаться не в состоянии слушать слов Божиих, чтобы приступили прежде к Господу и, не довольствуясь собственным спасением, учили других тому, чему сами научились, и беседовали бы с Богом о том, праведно ли Он поступает в отношении ко всем.

Но Он так вопрошает их и призывает к ответу, что самым вопросом научает тому, чего они не знают: кто воздвиг праведного от востока или правду. Ибо Он есть Бог не только иудеев, но и язычников, призвавший Христа Господа Спасителя, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1:30), в котором, по тому же апостолу, правда Божия открывается. Призвал же его для того, чтобы следовал за Ним во всем и творил дела Отца и исполнял оныя слова: еже сотворити волю Твою, Боже (Пс. 39:9). Пред Ним цари и народы склонят выи, и повергнутся пред мечем Его и стрелами противныя силы, как солома и пыль.

Он будет преследовать их, то есть царей и князей каждого народа. И пройдет в мире, призывая всех к миру, чтобы примирились с Богом.

Путь в ногах Его не будет заметен, то есть Он не почувствует изнеможения от пути и никакой усталости, свойственной слабости человеческой; но от потока на пути пиет и сего ради вознесет главу (Пс. 109:7).

Кто, говорит, сделал и совершил это? Кто воздвиг праведного или правду? Кто предал ему народы и царей? Кто все покорил его мечу и луку? Конечно тот, Кто от начала мира предвозвестил это, Кто есть Творец всего. И так как Он сказал спрашивая: кто воздвиг праведного от востока и проч.; то, вследствие молчания всех, Он сам себе отвечает: Я Господь первый и последний есмь Я. Это тот самый, который и в Откровении Иоанна говорит: Аз есмь алфа и омега, начаток и конец (Откр. 1:8).

Увидели острова, то есть народы или церкви собранные из народов, которые подвергаются бурям мира сего, и убоялись Господа; потому что начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10). Все пределы земель затрепетали, приближаясь и приходя вместе к Евангелию Христову.

И увидев себя спасенными, они на деле исполнили слышанное ими: пусть они приблизятся и тогда говорят, чтобы помогать ближним своим и укреплять братьев своих о Господе и сказать им: отступите от идолов, презирайте старые изображения демонов, которые сделала рука человеческая, которые произведены посредством кования и молотка, которые сплочены посредством спайки, которые укреплены гвоздями, чтобы не шатались, и когда стоят, то не могут ходить.

То, что мы объяснили в отношении и к лицу Христа и призвания язычников и проповеди Евангелия и осуждения демонов, некоторые относят к Киру, царю персидскому, так как воздвиг его против вавилонян с востока, и заставил повиноваться его повелению, повергая пред ним весьма многих народов и покоряя все мечу его и луку, и прочее, следующее затем, относят к его лицу, то есть что вавилонянам не помогли их идолы, сделанные усердием человеческим и воздвигнутые искусством медника. Некоторые из евреев думают, что это сказано об Аврааме, что этот праведник призван от востока, то есть из Халдеи, потому что только он один оказался праведным, и последовал за ним, уходя из отечества в землю, которой не знал, и предал царей в руку его, вышедших против Содома и Гоморры, и пред мечем и луком его сделал их подобными соломе и пыли, и преследовал их и возвратился в мире, и не чувствовал, что он совершил длинный путь, и это выполнил не своими силами, а милосердием Господа, который от начала знал, что это сбудется.

Увидели, говорит, острова, то есть окрестные народы, и убоялись Его силы: и концы (extrema) земли. Это именно Сим, сын Ноя, который в крайне опасное (extremo) время для земли спасся с Отцем и братьями от потопа и был сохранен до того времени; [некоторые] полагают, что под ним разумеется Мелхиседек, и что он вышел на встречу Аврааму, возвращавшемуся с битвы, и принял его [Авраама] и благословил его и укрепил его благословениями Божиими (Быт. 14:18-20), и что он есть тот медник, который [как бы из металла] отлил Авраама и молотком своего искусства привел его в лучшее состояние, и сказал ему: хорошо, что ты скреплен и связан страхом Господним. И укрепил его или утвердил гвоздями заповедей Господних, чтобы он не колебался, но пребывал в страхе Его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-7 Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд». Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же. Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!» Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: «хороша»; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо

Вся эта глава представляет собой непосредственное продолжение предыдущей, поэтому всеми комментаторами она и рассматривается в качестве второй половины одной и той же речи о величии, могуществе и славе Господа - Бога Израилева, как таких Его свойствах, которые являются самым надежным основанием для серьезного утешения Израиля, составляющего главный предмет всей данной пророческой речи. В частности, отдел 1-7 ст. стоит в ближайшей связи с 15, 17, 23-24 стихами предшествующей главы.

Умолкните предо Мною острова… «станем вместе на суд». Вместо «умолкните» в LXX и славян. - «обновляйтесь», что произошло благодаря смешению переводчиками двух, весьма похожих по начертанию букв - ר и ש, вследствие чего получилось два, совершенно разных слова. Но смысл от этого не пострадал, так как призыв к обновлению имеется дальше и в еврейском тексте, т. о. 41-ая глава начинается с той же речи об обновлении, какой заканчивалась глава 40-ая.

Умолкните предо мною… Когда Бог говорит, человек должен молчать (Иов. 33:31),

Станем вместе на суд… - говорит Всемогущий языческим народам, надеявшимся на свою силу, призывая их стать перед нелицеприятным судом истории.

Толковая Библия.