Толкования на Ис. 41:15

Свт. Иоанн Златоуст

Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину

Другие же говорят: «снабженные остриями». «Ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину». Но ужели горы и холмы могут быть стерты? Пророк обозначает множество воинов.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-17 Се сотворих тя аки колеса колесничная новая, стирающая аки пила, и сотреши горы, и истончиши холмы, и аки прах положиши, и извееши, и ветр возмет я, и буря развеет я: ты же возвеселишися во святых Израилевых. И возрадуются убозии и неимущии: поищут бо воды, и не будет, язык их от жажди изсше. Аз Господь Бог, Аз услышу их, Бог Израилев, и не оставлю их

Рабы Египтян, собрав снопы с полей на гумно, пускают на них быков, гоняют кругом и копытами их растирают колосья; затем отбирают и отделяют хлеб от мякины. А в других городах и странах стараются достигнуть того же, пользуясь колесницами с пилообразными колесами. Итак, вот, говорит, о Израиль, сотворих тя аки колеса колесниная новая стирающая аки пила. Что же стирается? Колос ли, или зерно и что собрано с полей на гумно? Нисколько, – горы и холмы. Но что же они означают? Во первых – лукавые и сопротивные силы, ибо Отец всяческих дал нам (власть) наступати на змию, и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10:19); затем, кажется, уподобляет горам и холмам тех, которые, навыкши высокомудрствовать, имеют высокомерный ум, вознесены на высоту, облечены мирскою властью и навыкли, возвышая себя наподобие гор и холмов, противостоять святым тайноводителям, чтобы сделать им путь наиболее трудным, разумею путь постепенного прохождения апостольского поприща. Но таковых, говорит, истончиши, сделаешь так, что они на подобие мякины улетят, развеваемые дуновением ветров, произведешь как бы бурю, и она рассеет их: таким образом они обратятся в ничто.

Итак, говорит, враги божественной проповеди и преграждающие путь твой, о Израиль, пойдут в погибель. А ты, Израиль, возвеселишися во святых, то есть насладишься, когда увидишь многих ставших святыми и сопричтенных к сынам Израилевым: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле вси чада, но чада обетования причитаются в семя (Рим. 9:6-8). А что обычно было святым апостолам радоваться и ликов(ствов)ать о навыкших хвалиться верою, то есть (верою) во Христа, (это) изъясняет и Павел, (который), посылая им (послание), говорит: радосте и венче мой (Фил. 4:1). Я со своей стороны могу сказать, что и каждый из святых учеников был настроен одинаковым образом, – и весьма естественно: для них предметом высшего наслаждения было обращение заблуждающихся и восхождение к лучшему неведущих истины. Итак, возвеселишися во святых, Израилю; а кто они, – показывает, говоря: возрадуются убозии и неимущии, то есть язычники: ибо они имели недостаток всего доброго и были совершенно непричастны благодатных даров Божиих, потому что совершенно незнающим Его необходимо быть лишенными украшений добродетели. Таким образом возрадуются убозии и неимущии. Как или каким образом? – Поищут бо воды и не будет, говорит, и язы к их от жажды изсше. Говорит здесь: поищут вместо «искали». А так как они не нашли, то язык их от жажды изсше. В самом деле: были и у Эллинов любители слова, любители исследований и изыскатели истины, но не было у них того, кто сумел бы сему (то есть евангельской проповеди) научить; не было воды животворящей, не было того, кто мог бы насытить догматами истины любителей ее. Посему – изсше язык их от жажды. Но аз услышу их, говорит Бог Израилев, и не оставлю их: помиловал Он множество заблуждающихся и не оставил их в лишении высших даров, напротив, исполнил (ими), а каким образом, – весьма изрядно изъясняет в последующем.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину

Се, сотворих тя аки колеса колесничная новая… сотреши горы, и истончиши холмы. Горами и холмами называет пророк царства и укрепления язычников.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину

См. Толкование на Ис. 41:8

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым

Вот, Я сделал тебя острым молотилом… ты будешь растирать горы и холмы и сделаешь их, как мякину. Ты будешь веять их и ветер разнесет их… В приложении к историческому Израилю это опять будет значительной гиперболой, действительное зерно которой можно усматривать только в той религиозно-культурной миссии, которую осуществлял народ еврейский в древнем мире, волей или неволей жил среди других народов, где он подтачивал, подобно червю, корни язычества и содействовал торжеству истинного богопознания.

Наглядный пример такого благотворного воздействия сынов Израиля на представителей язычества дает история пророка Даниила (Дан. 3:96; 6:26; 14:1-42). Но в полной мере все это должно быть отнесено к духовному Израилю и чудесному действию Евангельской проповеди, или Слова Божия, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 6:12), как это прекрасно выясняет и блаженный Иероним. «Я сделал тебя молотильнею новою, имеющей острия зубчатые» означает то, говорит он: «что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они будут унесены и развеяны вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израильском». (Блаженный Иероним).

Толковая Библия.