Толкование на Ис. 42:8

Свт. Иоанн Златоуст

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам

«Я Господь, это – Мое имя». Итак, когда Сын называется тем же именем, то разве Он не воистину Господь? «Один Господь Иисус Христос» (1Кор.8:6). Обрати, пожалуйста, внимание на то, что имя «Господь» говорится первым. У нас, когда некоторые называются господами, то это имя к ним никогда не прилагается в собственном смысле, но Богу это название принадлежит истинно, потому что Он есть истинно Господь. «И не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам», т.е.: Я отделю Мое имя от идолов, и это на самом деле совершилось во время пришествия Иисуса Христа, Господа нашего: никто уже более не призывает имен идолов, но только имя Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, можно понимать это сказанным и относительно людей, так как люди суть слава Божия, по слову апостола: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1Кор.11:7). Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, говорит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8–9 Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным. Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам

Собственно, истинно и единственно должен быть и именоваться у нас Богом – Содетель всяческих, как говорит всемудрый Павел: хотя много богов и владык на небе и на земле, но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем (1 Кор. 8:5, 6). А так как Он показал себя совершителем великих и дивных для нас дел, то, говорит, не уступит славы Своей, или боголепных добродетелей, ни бездушным идолам, ни какой-либо другой из тварей, но соблюдет для себя одного. И было вполне естественно, чтобы слава Божества приличествовала не кому-либо другому и существенно различному от Них, но только самой неизреченной и все превосходящей природе. Хотя и говорит, что никому не уступит Своей славы, однако дал ее Сыну, ибо (последний) прославлен, без сомнения, так же, как Отец, покланяемый на небе и на земле.

Но как бы мог дать Сыну, одинаковому с Ним в рассуждении единосущия, если бы каждый из Них не составлял особенной Ипостаси? Ибо – едино естество всевышнего Божества, в трех особных ипостасях уразумеваемое и покланяемое у навыкших право мудрствовать. Говоря – яже из начала се приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам, не попускает, чтобы мы хотя в чем-либо не верили слову Спасителя: подобно тому, говорит, как доведено до конца, что было сказано из начала о пришествии Его, так же воистину сбудется и то, что Он возвестит нового, прежде чем оно видимо обнаружится. Что же это такое? – Обещал нам Господь наш Иисус Христос жизнь будущего века, то есть жизнь в нетлении, освящении и правде, небесное царство, достославное причастие духовных благ, плоды милосердия, награды благочестия, венец любви к Нему, чего и да сподобимся мы Его благодатью и человеколюбием. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со святым Духом во веки. Аминь.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам

См. Толкование на Ис. 42:5

Лопухин А.П.

Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам

Я, Господь, это - Мое имя… Одна из характерных для пророка Исаии фраз, употребляемая им в тех случаях, когда нужно дать торжественное удостоверение Божественного Всемогущества, Вечности, Неизменности, Самосущия и др. свойств Его абсолютного Существа (см. Ис. 42:8; 45:10-13; 45:6; и др.).

И не дам славы Моей иному и хвалы моей истуканам. Назвав Себя Господом, т. е. Единым Вечным, (Исх. 3:14-15; 20:2-7 и др.), Господь раскрывает эту мысль и дальше, что Он по тому самому ни с кем не может быть сравним, так что слава Единого истинного Бога, по праву принадлежащая одному Ему, не может быть ни с кем разделена, и всего меньше, конечно, с истуканами, хотя последние и претендуют на роль богов у язычников. Под «иным», как видно из контекста, разумеются истуканы, или идолы; но этим, по замечанию блаженного Иеронима, не исключаются ни Сын Божий, ни все те праведники, которые получили от Него ту славу (Ин. 17:5, 22). Следовательно, «иной» по-евр. aher - здесь употреблено в смысле «инородный», «другой природы», «враждебной по существу».

См. также Толкование на Ис. 42:1

Толковая Библия.