Толкования на Ис. 42:16

Свт. Иоанн Златоуст

И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им: сотворю им тму во свет и стропотная в правая: сия глаголы сотворю, и не оставлю их

«И поведу слепых дорогою, которой они не знают». Видишь ли величайшее могущество Божие, которое сокрушает сокрушителей, приводит мучимых в покой, что и случилось, когда они возвратились из плена. Но это пророчество удобнее применить к язычникам, чем к евреям, так как пророк прибавляет: «неизвестными путями буду вести их»; они совершенно не знали пути, так как были слепыми. «Мрак сделаю светом пред ними». Опять пророк говорит об иных чудесах: мрак изменился в свет и печаль в радость. «Вот что Я сделаю для них и не оставлю их». Я дарую, научу и сохраню. После того, как приняли таковые дары от Бога, нам нужно уповать на Его мышцу, чтобы вновь не уклоняться в прошедшее зло.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им: сотворю им тму во свет и стропотная в правая: сия глаголы сотворю, и не оставлю их

Когда изшел Господь сил, дабы сокрушить рать, и истреблены враги, а реки превращены в острова и болота изсушены, согласно только что бывшим у нас созерцательным рассуждениям; тогда совершенно искуплены были оказавшиеся в числе военнопленных и подчиненные своеволию диавола. Будучи слепыми (ибо отступник сей ослепил сердца их), они наконец приводятся Христом, очевидно на путь, которого прежде не знали; а путем сим несомненно служат евангельские откровения и житие по разуму и добродетели и красота святой жизни. Посему и божественный Павел возгласил к христианам из язычников: бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе (Еф. 5:8).

Итак, тьма у них стала в свет; это означает: дела перешли в совершенную противоположность, ибо невежды сделались мудрецами, некогда заблуждавшиеся познали прямые пути всякой правды, ничего не знавшие о добре оказались опытными во всякой добродетели и рачителями подвигов благочестия. Кривые пути обратились в прямые, то есть недоступные и труднопроходимые сделались доступными и удобными для езды, ровными и гладкими. Нечто подобное показуется и в проповеди Иоанна Крестителя: всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки (Лк. 3:5). Холмы и углубления делают путь неровным; когда же нет ни возвышенностей, ни углублений, то путь оказывается совершенно прямым, удобным для езды и свободным от всяких затруднений. Это и в другом месте негде высказывает сам блаженный пророк Исаия: путь, говорит, благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых (Ис. 26:7).

И действительно путь евангельского жития не труден и не неудобопроходим, а скорее ровен и как бы гладок для любящих изрядную жизнь. Итак, Бог возвещает, что сии слова или обетования Он приведет в исполнение, и не оставит их (людей благочестивых), то есть, всегда сопребудет, согласно изречению: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их

И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им. Так говорится о будущем избавлении Израильтян от плена. Совершенно же исполнилось это на язычниках, которые заблуждались и были слепыми для познания истины, но призваны Христом через святых апостолов. И апостолы ввели их на пути, им неведомые, на стези, по которым не ходили ни отцы их, ни они сами, то есть на новые стези хранения Евангельских заповедей.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их

См. Толкование на Ис. 42:10

Лопухин А.П.

и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их

И поведу слепых дорогою, которой они не знают… мрак сделаю светом… кривые пути - прямыми… Под врагами, которым Бог грозит в предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно, разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом. Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии, чем доказывается их подлинность и единство (Ис. 13:22; 9:2; 35:6-8; 40:3; 41:17 и др.).

Толковая Библия.