Толкование на Ис. 43:11

Свт. Иоанн Златоуст

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Вы, говорит, не молили Меня и не убеждали, чтобы Я был вашим Спасителем, но Я пожелал вашей свободы по Своей воле. Не думай, что такая свобода совершилась случайно; Сам Я, говорит, предвозвестил и потом исполнил.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11–13 Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих и спасох, укорих, и не бе в вас чуждий: вы Мне свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, еще от начала, и несть изымаяй от руку Моею: сотворю, и кто отвратит е

Будьте, говорит, свидетелями, что Я один – Бог всяческих, – так как никого прежде Меня не было и после Меня не будет; Спасающий – только Я один; и об этом Я предвозвестил вам издревле и сказанное привел в исполнение, ибо Я спас во Христе. Укорих, и не бе в вас чуждий. Израильтяне по временам забывали священные законы, данные, говорю, чрез премудрого Моисея, и наслаждения любили более чем Бога; потом, отвечая за свое легкомыслие, они подвергались опасностям, когда враги нападали на них; но во время скорби они принимались звать на помощь себе Того, Кто всегда спасает. И за это Он укорял их устами Иеремии, говоря: и во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:27, 28). Итак Я многократно укорял вас, потомков Израиля, и вы из собственного опыта узнали, что среди вас не было бога, то есть, чуждого, ибо ни кто из них не спас вас. Следовательно Спасающий – Я один.

Посему будьте свидетелями, но и Я буду свидетелем Себе, глаголет Господь Бог, или говоря словами Христа: всяк убо иже исповесть мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10:32). Засвидетельствуйте же, что Я есмь еще от начала, то есть, от начала доселе предвозвещающий будущее и могущий невозбранно спасать тех, кои жаждут общения со Мною; – спасая так, что совершенно никто не может из Моих рук исхитить однажды предызбранного: ибо несть, говорит, из руку Моею изъимаяй: сотворю и кто отвратит е? Он совершил, говорит, призвание народов, или спас заблуждающихся, и кто изменит это? или устроит, чтобы это было не так? А что из руки Бога никто не похитят спасенных Им, в этом уверит сам Спаситель, говорящий: овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут . И аз живот вечный дам им : и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки моея. Отец мой, иже даде мне, болий всех есть: и никтоже может восхитити их от руки Отца моего (Ин. 10:27-29) Очевидно, это тоже, что написано: нет из руку Моею изъимаяй.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Симеон Новый Богослов

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Итак, кто же спасется? Никто из тех, кои не подъемлют достодолжно соответственного тому труда и подвига, хотя говорят все, что хотят спастися. Все равно это, как, скажем для примера, если б кто захотел быть богатым, приобресть много золота, серебра, драгоценных камней и маргаритов без всякого труда и пота и без всяких забот, так это было бы невозможно. Итак, те, которые говорят, что хотят спастися, а между тем не хотят потрудиться душою и телом для своего спасения, как могут спастися? Да и те, которые имеют ревность трудиться по делу спасения и словом, и делом, и желают того от всей души, не могут спастися, если всего чают от одних трудов своих. Ибо как те, которые думают спастися без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда, так и те, которые чают устроить спасение своим умом и своими силами, не могут спастися, так как спасение не утверждается на разуме и силах того, кто желает спастися, а есть милость Божия во Христе Иисусе. Ин есть получающий спасение и ин дающий его. Сам Бог говорит: несть разве Мене спасаяй (Ис. 43:11). И Апостол Павел прилагает: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7:18). Скажи же нам, Павле преблаженне, как после сего можно спастися? Отвечает Апостол, говоря: благодарю Бога моего Иисус Христом. Закон духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти (Рим. 8:2). Отсюда явно, что спасение наше не утверждается на собственной нашей силе, но на милости Божией во Христе Иисусе.

Слова. Слово 44.

Блж. Иероним Стридонский

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

См. Толкование на Ис. 43:1

Лопухин А.П.

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня

Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня… Отсутствие свидетелей у противной стороны и наличность достоверных свидетелей на стороне истинного Бога дают особенную убедительность и силу Его торжественному исповеданию, что прежде Него не было Бога и после Него не будет и что, следовательно, только один Он есть вечно живущий и присно спасающий Бог, у Которого нет и быть не может никаких действительных соперников.

См. также Толкование на Ис. 43:8

Толковая Библия.